Дальний Бой
ЗиС-5
 

 

ЗиС-5 произошёл от американского грузовика Аутокар. В 1931 году завод АМО (Автомобильное Московское Общество) был перестроен, и начал сборку нового грузовика АМО-2 (внешне похожего на ЗиС-5). Часть узлов и агрегатов поставлялась из-за океана. Вскоре АМО-2 был модернизирован, и появились АМО-3 и АМО-4. В 1933 завод AMO был снова серьёзно модернизирован и переименован в ЗиС (Завод имени Сталина), летом 1933 появились опытные образцы, а с 1 октября началось серийное производство знаменитого ЗиС-5, который, вместе с ГАЗ-АА, стал основным грузовиком в нашей стране на долгие годы 1930-50-е.

ЗиС-5Вместе с полуторкой ГАЗ-АА трехтонный ЗИС-5 был самой распространненой армейской машиной 30-х годов. Первые ЗИС-5 появились в начале 1933 года, серийное производство было развернуто в октябре того же года. В ЗИС-5 использовалось всего 28 подшипников качения. Во всех узлах, где было можно их заменяли бронзовыми и чугунными втулками. До капитального ремонта машина проходила 70 тысяч километров. В 1937 году Московский Карбюраторный Завод начал серийно выпускать конусный распылитель с радиально расположенными отверстиями, который устанавливался на впускном трубопроводе двигателя ЗИС-5 за карбюратором МААЗ-5. Неудовлетворительные результаты эксплуатации вынудили снять распылитель с производства.

ЗиС-5В 1934 партия из 100 ЗиС-5 была поставлена в Турцию, с этого момента началась история советского автоэкспорта. В 1935-м на радиаторе появляется новая эмблема в виде узкого и длинного треугольника с надписью ЗиС. До этого эмблемой служили переплетённые буквы ЗиС с маленькой звездой над ними. Поговаривают, что объявленная мощность двигателя в 73 л.с. постепенно снизилась к началу войны до 67-68 л.с., видимо, из-за износа оборудования. На 20 июня 1941 года в Красной Армии было 104200 машин ЗиС-5. Осенью 1941 производство автомобилей в Москве было свёрнуто и эвакуировано в Ульяновск и Миасс (Челябинская обл.). Первый грузовик УралЗИС-5 в Миассе был собран 8 июля 1944 года. Производство автомобилей на эвакуированном в Ульяновск оборудовании Московского автозавода началось в феврале 1942 года и ЗиС-5Впродолжалось до сентября 1944 года. Машина из Ульяновска получила название УльЗИС-5В. Буква "В" в индексе обозначала модель военного времени. Машина отличалась от основной, довоенной модели, использованием Г-образных сварных крыльев вместо округлых штампованных, металлическая обшивка кабины была заменена на деревянную, рулевое колесо получило деревянный обод, правая фара на части машин не устанавливалась, тормозная система действовала только на задние колеса, откидным стал только задний борт. Бампер не устанавливался.

Уже в июне 1942 года Московский ЗиС возобновил производство, и ЗиС-5 выпускался здесь до 1948 года, когда он был заменён на ЗиС-150. Впрочем, продолжала выпускаться переходная модель ЗиС-50, по сути - ЗиС-5 с двигателем от Зис-150. Грузовики с надписью УралЗИС на радиаторе выпускались до 1955.

УралЗИС-5

С конца 1941 года и до окончания производства круглые крылья были заменены на так называемые плоские, сварные, более дешёвые в изготовлении, исчезли и больше уже не появились буфера (бампера по-теперешнему), двери и сиденья стали делать из дерева, некоторое время машины комплектовались только одной фарой, откидным стал только задний борт (до 1947), упрощён глушитель (до 1950), тормоза устанавливались только на задние колёса. Сказывалась нехватка комплектующих и материалов, необходимых на другие военные нужды. Уважаемый мною автомобильный журналист и историк, Лев Михайлович Шугуров окрестил эту модификацию ЗиС-5В (военный). Это оказалось удобным для понимания в разговоре между любителями автостарины, однако ни в годы войны, ни после индекс "В" не применялся. В 1955 году производство ЗиС-5 было прекращено и на Урале, но модель УралЗИС-355 (иногда называемый просто ЗиС-355) внешне отличалась только круглыми крыльями (не такими, как предвоенные), хотя под капотом был уже новый двигатель. В 1958 году 355-я модель получила современную кабину и стала именоваться УралЗИС-355М. В этом виде она просуществовала на конвейере до 1965 года.

ЗиС-5 Понтон

На базе ЗиС-5 было создано огромное количество специальных автомобилей. После ГАЗ-АА это был второй по численности грузовик в Красной Армии в 1933-1943 годах. Да и в конце войны, когда фронтовая нагрузка во многом перешла на ленд-лизовские машины, ЗиС-5 оставался одним из основных армейских грузовиков. В народе эту машину часто называли "трёхтонкой", помните у Твардовского "грузовик гремит трёхтонный", нагоняя Василия Тёркина, возвращающегося на фронт. ЗиС-5 исчезли с наших дорог в первой половине 1960-х, но ещё в начале 1980-х в одной только Московской области несколько десятков этих машин находилось в эксплуатации. Тогда возникла мода ставить памятники фронтовым водителям. Полуторки ГАЗ-АА к тому времени стали большой редкостью, не говоря уже о ленд-лизовских "американцах", поэтому на постаментах оказались именно ЗиС-5, большей частью послевоенного выпуска. Не скажу, что открытое небо и "туристы" способствуют сохранению этих машин, но хоть на переплавку их не пустили, - уже хорошо.

ЗиС-5

Масса: 3,1 т; Грузоподьёмность: 3 т; Размеры: 6,06 м*2,235 м*2,16 м, база: 3,81 м; Запас хода: 200 км; Максимальная скорость: 60 км/час; Двигатель: карбюраторный жидкостного охлаждения, 6-ти цилиндровый; Максимальная мощность: 76 л.с. при 2400 об/мин; Рабочий обьём: 5555 см3.

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz