Дальний Бой
Совсем другие ЗИСы
 

 
  Совсем другие ЗИСы

Парад 2004 года в Киеве: за танком Т-34-85 идет отреставрированный ЗИС-5В
Парад 2004 года в Киеве: за танком Т-34-85 идет отреставрированный ЗИС-5В

Очередной «ретро-ЗИС» выходит из цеха сборки
Очередной «ретро-ЗИС» выходит из цеха сборки

Vomag образца 1928 года: правда, «ретро-ЗИС» похож на него?
Vomag образца 1928 года: правда, «ретро-ЗИС» похож на него?

Зисовские эмблемы выпилены из фанеры
Зисовские эмблемы выпилены из фанеры

Вся «начинка» интерьера — от современных ЗИЛов
Вся «начинка» интерьера — от современных ЗИЛов

Cварной каркас
Так сделана кабина: сварной каркас обшит фанерой
Так сделана кабина: сварной каркас обшит фанерой

На дверях стоят «мебельные» ручки
На дверях стоят «мебельные» ручки

В кузовах — сиденья от автобуса-«Бычка»
В кузовах — сиденья от автобуса-«Бычка»

Сборка...
Эти солдатики не репетируют «сцену из фронтовой жизни». Они работают на ЗИЛе…
Эти солдатики не репетируют «сцену из фронтовой жизни». Они работают на ЗИЛе…

Под съемным капотом стоит дизель ММЗ Д-245
Под съемным капотом стоит дизель ММЗ Д-245

Федор Лапшин
Фото автора

«Московский автозавод имени Лихачева начал сборку грузовиков ЗИС образца сороковых годов». Что бы вы подумали, услышав такую новость? Первоапрельская шутка? Ничего подобного!

Действительно, ЗИЛ изготовил партию «исторических» машин, предназначенных для участия в Параде Победы. Мы побывали на заводе и познакомились с этими грузовиками.

Ретро ЗИСАвтосборочный корпус ЗИЛа. Вот стоит шеренга новеньких «больших ЗИЛов», за ними — Бычки. И архаичные грузовики, окрашенные еще липнущей зеленой краской, выглядят на этом фоне довольно странно. Тем более, что на их передках — эмблемы ЗИС, «Завод имени Сталина». В последний раз машины такой марки выпускались здесь в 1956 году!

Правда, грузовики, о которых пойдет речь — «не совсем ЗИСы». А если копнуть поглубже, то оказывается, что и не ЗИСы вовсе... Впрочем, обо всем — по порядку.

В конце прошлого года на завод обратились представители Министерства Обороны и попросили построить крупную партию грузовиков. Но не простых — а исторических.

Как известно, 9 мая 2005 года страна отмечает 60-летие победы. И, по замыслу организаторов, в этот день по Красной площади должна пройти колонна грузовиков военных времен; причем в их кузовах будут сидеть ветераны Великой Отечественной.

Этот сценарий военные «подсмотрели» у соседей-украинцев: там на парад, посвященный 60-летию освобождения Украины, вышли три отреставрированных ГАЗ-АА и ЗИС-5 с курсантами, одетыми в форму образца 1943 года.

Конечно, при желании такие, причем «ходовые», машины можно найти и в России (они есть, к примеру, у Мосфильма и в Музее Авторевю). Но все дело в том, что военным понадобилось не три и даже и не десять автомобилей. А полторы сотни! Откуда их взять?

И тогда было решено заказать партию грузовиков, похожих на фронтовые — только на современном шасси. (Такие машины зовутся в автомобильном мире «репликарами»).Что из этого вышло — видно на наших фотографиях.

Конечно, издалека, причем спереди, «ретро-грузовики» действительно можно принять за ЗИСы военных времен. Но стоит подойти поближе… Нет, ребята, не на ЗИС похожа эта машина — угловатая и неуклюжая, словно железнодорожный локомотив. А на грузовики совсем другой армии — гитлеровской.

Самое интересное, что это признают и сами зиловцы! Вот цитата из заводской газеты «Московский автозаводец»: «При беглом осмотре машина напоминает немецкие тяжелые грузовики Magirus или MAN конца 30-х — начала 40-х годов».

А если быть совсем точными, то «псевдоЗИС» очень похож на немецкий Vomag (была такая марка) образца 1928 года.

Конечно, заводчане и не собирались строить точные копии ЗИСов; их задачей было передать дух эпохи. К тому же шеститонные ЗИЛы, на шасси которых построены макеты, сами по себе ощутимо крупнее старых машин. Вот только что скажут ветераны, которые помнят, как выглядели настоящие «трехтонки»?

Посмотрим теперь, как устроены машины. Шасси с грузовой платформой — от «большой» модели ЗИЛ-4329 (а не от Бычка, как неоднократно сообщалось в прессе!). Интересно, что двигатель здесь — не бензиновый, как у большинства «больших ЗИЛов», а дизельный, ММЗ Д-245.9 (136 л.с., Euro 1). Такой выбор объясняется компоновкой: здоровенная бензиновая «восьмерка» просто не влезла бы под «старинный» капот.

А кабина представляет собой сварной трубчатый каркас, обшитый фанерой на заклепках. Крыша, крылья, подножки, капот — металлические. От современных машин взяты только пол, щиток моторного отсека и небогатая «начинка» кабины.

…Я открываю фанерную дверцу с «мебельной» ручкой и сажусь в кабину. Странное ощущение! Перед глазами — плоское лобовое стекло с единственным стеклоочистителем. Но сиденья, приборная панель и все органы управления — знакомые, зиловские. А стоит повернуть ключ зажигания — и из-под капота раздается знакомый грохот минского тракторного дизеля.

Конечно, при ближайшем рассмотрении видно, что кабины сделаны «на скорую руку». Сварные швы грубые, между дверьми и кабиной — зазоры в палец толщиной, под крышей — щели. Железный пол «голый», боковых и заднего стекол нет и в помине. (Не говоря уже о какой-либо внутренней обшивке.)

Впрочем, все это «псевдоЗИСам» и не требуется. Ведь они — нечто вроде театральных декораций, на которые будут смотреть издалека…

Зато агрегаты — двигатели, коробки, мосты — отбирались с особой тщательностью: каждый без исключения агрегат был осмотрен и принят «представителями заказчика». А заказчик — Министерство обороны. Эх, если бы такую же приемку проходили все серийные ЗИЛы!

Ретро ЗИСВ кузове каждого грузовика установлены двадцать мягких сидений от автобусов-«Бычков» (на них-то и будут восседать ветераны). Всего по Красной площади пройдут 130 машин — десять «коробочек» по 12 грузовиков, и перед каждой — командирский автомобиль. В общем, зрелище будет масштабным.

Еще десять экземпляров будут находиться в резерве, «на всякий случай». Есть и десять «тренировочных» грузовиков: их военные получили еще в феврале, и они несколько отличаются от «парадных». Базироваться автоколонна будет в Теплом Стане, а тренировки (за руль сядут военные водители) пройдут на Ходынском поле.

Ретро ЗИСПарад пройдет, праздник отгремит. А что дальше? Все без исключения грузовики вернутся на завод: они принадлежат ЗИЛу, а мэрия Москвы оплатила лишь их переделку. На большинство машин установят обычные кабины, выпишут паспорта — и пустят в розничную продажу.

А отдельные экземпляры завод предполагает продать «на сторону». Правда, цена пока неизвестна, да и кто купит такие макеты — тоже непонятно.

Так что — не удивляйтесь, увидев в День Победы по телевизору колонну «старинных» грузовиков на Красной площади. Теперь-то вы знаете, где сделаны эти машины. И почему они не похожи на настоящие ЗИСы…

  От прототипа — к серии
Игорь Лысых, начальник корпуса экспериментально-исследовательских работ ЗИЛа

Игорь Лысых, начальник корпуса экспериментально-исследовательских работ ЗИЛа

Все началось с того, что руководство попросило нас: «Подберите модель, на базе которой можно с минимальными затратами создать машину, похожую на ЗИС-5». Бычок для этих целей не подходит — значит, оставался «большой ЗИЛ».

Самый первый образец «ретро-ЗИСа» был показан руководству завода и представителям Министерства обороны в начале февраля: они одобрили машину, но посоветовали внести ряд изменений.

В итоге грузовик стал не таким «широким» и «квадратным». Пришлось отказаться от переднего бампера: вместо него, по просьбе военных, были установлены два буксирных крюка.

Второй, уже доработанный, экземпляр испытывался на вибростенде: в кузов поместили балласт имитирующий пассажиров, и такую машину «трясли» в двух режимах — «гладкая дорога» и «булыжник». (По данным завода, грузовик «проехал» на вибростенде 500 километров, что соответствует трем тысячам километров обычной дороги — АР.)

Дорабатывать конструкцию после испытаний практически не пришлось — разве что дополнительно укрепили последний ряд сидений в кузове.

Более того: каждый из построенных автомобилей проходит обкатку — в том числе на беговых барабанах. Так что технических проблем быть не должно.

  «Захар» с приставкой В

Бойцы едут на фронт — еще на довоенных ЗИС-5
Бойцы едут на фронт — еще на довоенных ЗИС-5

Выпуск уральских ЗИС-5В начался в 1944 году
Выпуск уральских ЗИС-5В начался в 1944 году

Когда началась Великая Отечественная война, с конвейера вовсю сходили ЗИС-5 образца 1933 года: именно такие машины везут бойцов на верхнем снимке.

Но гитлеровцы рвались к Москве — и выпуск «захаров» (так звали машину водители) был прекращен, а оборудование — эвакуировано на восток.

В 1942 году, когда врага отбросили от столицы, завод решил возобновить выпуск машин — только уже в максимально упрощенном виде. Грузовик получил «деревянно-фанерную» кабину и угловатые гнутые крылья (вместо полукруглых, штампованных). Передних тормозов не было вовсе, обе фары отсутствовали (либо устанавливалась лишь одна, слева), боковые борта не откидывались. И обод руля был не пластмассовым, а деревянным.

ЗИС-5Грузовик получил индекс ЗИС-5В (военный), причем такие машины выпускались на трех заводах. Сам ЗИС, куда пришлось срочно вернуть часть оборудования, выпустил с июня 1942 года и до конца войны около 82000 этих машин; после Победы — еще около 125000 «захаров».

Некоторое количество ЗИСов было собрано в 1942 году и в Ульяновске, но вскоре производство было перебазировано оттуда за Урал, в Миасс.

И если в Москве производство «захаров» было свернуто в 1947 году, то «уральский» ЗИС-5 (уже с приставкой «М», модернизированный) и его близнец УралЗИС–355 выпускались еще больше десяти лет — аж до 1958 года! И большинство старых ЗИСов, сохранившихся сегодня — как раз «уральские».

"Грузовики и Автобусы" © 2001-2005, ООО "Авторевю"

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz