Дальний Бой
ЗИЛ: что впереди?
 

 
  О Бычке, «Тапире» и братьях-китайцах

Такой вот «Бычок»-«Тапир»
Такой вот «Бычок»-«Тапир»
Так выглядит ЗИЛ сегодня. Изменится ли здесь что-нибудь в ближайшее время?
Так выглядит ЗИЛ сегодня. Изменится ли здесь что-нибудь в ближайшее время?

Директор по маркетингу торгового дома АМО ЗИЛ Виктор Новоченко: «Между зиловскими и китайскими грузовиками — во-от такое расстояние. Мы будем его сокращать…»
Директор по маркетингу торгового дома АМО ЗИЛ Виктор Новоченко: «Между зиловскими и китайскими грузовиками — во-от такое расстояние. Мы будем его сокращать…»

Jie Fang — китайская копия нашего ЗИС-150. Удивительно, но эта модель выпускается до сих пор!
Jie Fang — китайская копия нашего ЗИС-150. Удивительно, но эта модель выпускается до сих пор!

Федор Лапшин

Узнав о грядущей модернизации зиловской «трехтонки» ЗИЛ Бычок, мы решили выяснить подробности проекта. Но, отправляясь на завод, мы даже не предполагали, что эта новость померкнет на фоне других, буквально шокирующих известий.

«НЕ КРАСАВЕЦ Я, КОНЕЧНО…»

Сначала — о проекте модернизации Бычка. Вот что написано об этом в зиловской многотиражке «Московский автозаводец».

«Перспективная разработка напоминает тропическое животное — тапира. Здесь — тот же круглый нос и разнесенные по краям, слегка сдвинутые назад глаза. При определенной поддержке со стороны завода ближе к середине весны эта работа будет закончена».

Как все это будет выглядеть, видно на рисунках, которые мы публикуем. Такой вот «Бычок»-«Тапир»… Причем с «глазами от Газели»: фары здесь — точно такие же, из Киржача. Ничего не поделаешь: других эффектных «глазок» для грузовиков в России пока не выпускают!

Но если речь идет о «поддержке со стороны завода», значит, реализацией проекта будет заниматься сторонняя организация? Так и есть: скорее всего, этой организацией станет Техноарт из Владимира, известный своими деталями из стеклопластика.

Сегодня «техноартовскими» стеклопластиковыми «масками» оснащаются, к примеру, ЛиАЗы и ПАЗ Аврора; есть у владимирцев и опыт работы с ЗИЛом: здесь делали оперение машины, предназначенной для сборки в Латвии.

Так что весь «нос» перспективного Бычка (или все-таки «Тапира»?) будет стеклопластиковым. От новых металлических крыльев и капота ЗИЛу придется отказаться: новые штампы заводу не по карману.

Впридачу появятся другие бампер, обтекатель крыши, возможно — пластиковые накладки на дверях и обтекатели зеркал заднего вида.

Разумеется, главная цель изменений — дать второе дыхание устаревшей машине. Есть и еще одна причина: нынешний моторный отсек — невороятно тесный, и даже минский ММЗ, отвечающий нормам Euro 2, влезает туда «со скрипом». Так что более крупный «нос» — не прихоть дизайнеров, а жизненная необходимость.

Скорее всего, обновленный Бычок будет показан на августовском Моторшоу в Москве. Но… «Все это — модернизация малой кровью, и рассчитана она на недолгий срок, — говорят зиловцы. — Мы прекрасно понимаем, что Бычок уже не устраивает покупателей — ни по эргономике, ни по качеству сборки, ни по агрегатам. Альтернативы нет: будем дружить с китайцами!»

Что это, шутка? Если бы. Вначале «Бычок»-«Тапир» получит китайский двигатель (он выпускается «по технологиям фирмы Cummins» и развивает около 140 л.с.). Первые моторы уже закуплены; через несколько месяцев появятся опытные образцы машин с такими двигателями, и с 2006 года должно начаться их серийное производство. А дальше…

ПРОЩАЙ, БЫЧОК?

Дальше, если все пойдет по плану, Бычок прекратит свое существование! И уступит место совершенно новой, «российско-китайской» модели. Причем отечественными останутся только рама и задний мост: двигатель будет китайским, коробка передач, судя по всему — тоже. (Похоже, такая же судьба ожидает и «большие ЗИЛы»).

Новую, бескапотную, кабину зиловцы планируют разработать совместно с китайскими партнерами. При этом зиловцы мечтают загрузить свое производство кабин (а оно рассчитано на производство полумиллиона экземпляров в год) «по полной программе»!

Конечно, самому ЗИЛу такое количество кабин даром не нужно. Но предполагается, что львиная доля отштампованных панелей будет отправляться… в тот же Китай: сегодняшние китайские кабины не отвечают нормам ЕЭК ООН, а благодаря новой конструкции китайцы смогут выйти и на европейский рынок. «И китайцам хватит, и нам останется», — говорят заводчане.

Откуда же взялся этот проект? С чьей стороны исходила инициатива? Наконец, какая фирма станет партнером ЗИЛа?

РУССКИЙ С КИТАЙЦЕМ — БРАТЬЯ НАВЕК

Оказывается, инициативу проявили сами зиловцы: в прошлом сентябре представители завода посетили четырех китайских «грузовых» производителей — это FAW, JAC, Dongfeng и Foton.

Здесь надо сделать небольшое отступление. Объемы производства китайского автопрома (и «грузового» в частности) — гигантские: так, в 2003 году Китай произвел 1 млн 215 тысяч грузовых машин и почти столько же автобусов (весь автопром СНГ выпустил за это же время в шесть раз меньше грузовиков и в 15 раз меньше — автобусов).

Только Dongfeng выпустил 180 тысяч грузовых машин; FAW, в свою очередь, произвел около 140 тысяч грузовиков полной массой свыше 6 тонн. Уму непостижимо!

Впрочем, по словам специалистов, китайские грузовики сильно различаются по качеству: машины «третьего сорта» уже с завода выходят ржавыми. (Ну прямо как у нас!)

А упомянутые четыре марки относятся к «первому сорту». Конечно, качество японской и корейской продукции все равно выше — но и цены там другие.

Вернемся к совместному проекту. Скорее всего, основным партнером ЗИЛа станет FAW — завод, построенный в свое время… под непосредственным руководством и при помощи зиловцев.

Было это в 1953 году — и первые грузовики этого завода, Jie Fang, «Освобождение», представляют собой точные копии наших ЗИС-150. (Самое удивительное, что, несмотря на обилие новых моделей, эти грузовики выпускаются до сих пор!)

Прошло полвека, колесо истории сделало оборот — и круг замкнулся. Уже не зиловцы помогают бедным «братьям-китайцам», а Китай — ЗИЛу…

«А если китайских рабочих на конвейер поставить, то и качество сразу повысится», — пошутил я в разговоре с заводчанами.

Впрочем, в этой шутке есть доля правды: с рабочими-то на ЗИЛе — беда! Если солдаты срочной службы, стоящие на конвейере, за два года еще как-то осваивают процесс сборки, то приезжие молдаване вообще «не поддаются обучению»: зимой крутят гайки, а летом отбывают на родину — виноград собирать…

***

Наверняка многие зиловцы не будут рады такому развитию событий — да деваться, похоже, некуда. Руководство завода настроено более чем серьезно: на недавнем собрании дилеров было официально объявлено о начале «российско-китайской дружбы».

Вот только не окажется ли все это таким же блефом, как и бесчисленные предыдущие проекты? Ведь в свое время на ЗИЛе планировалось выпускать (загибайте пальцы!) автобусы Neoplan, ЗИЛы с двигателями Caterpillar, тягачи Kenworth, грузовики марок Volvo и Renault, даже легковые мини-автомобильчики Мишка. Воз, как известно, и ныне там.

Впрочем, на этот счет у журналистов есть дежурная фраза. Повторим ее и мы: «поживем — увидим».

P.S. В этом же выпуске «Грузовиков и автобусов» — результаты редакционных испытаний китайских «трехтонок» и рассказ о том, какие Бычки сегодня достаются покупателям.

Производство грузовых автомобилей и автобусов в Китае
(источник — ежегодник Lastauto Omnibus'2005)
2003 2002 Динамика, %
ГРУЗОВИКИ, всего 1215858 1096197 +10,9
Тяжелые (полной массой свыше 14 т) 261562 252845 +3,4
Средние (6—14 т) 135305 164049 –17,5
Легкие (1,8—6 т) 672794 531273 +26,6
Мини (до 1,8 т) 146197 148030 –1,2
АВТОБУСЫ, всего 1195462 1064208 +12,3
Большие (длиной свыше 10 м) 19252 17296 +11,3
Средние (7—10 м) 55185 64575 –14,5
Легкие(3,5—7 м) 442320 328432 +34,7
Мини (до 3,5 м) 678705 653905 +3,8
  Газель: сделано в Китае!
Газель

Тем временем в Китае начался массовый выпуск… Газелей. Газовские машины предлагаются сразу в 12 модификациях — от простого фургона до маршрутного такси и «скорой помощи»!

Правда, речь идет всего лишь о масштабных модельках. Их, по лицензии ГАЗа, делает для российского рынка китайская фирма Welly (в «нестандартном» масштабе 1:34–39). Почему ГАЗ предоставил лицензию на изготовление моделек именно китайцам, а не какой-нибудь российской фирме — догадаться нетрудно. «Китайские Газели» сделаны качественно, упаковка — красивая, и цена невысокая…

"Грузовики и Автобусы" © 2001-2005, ООО "Авторевю"

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz