Дальний Бой
Лесовоз марки Scania
 

 
  Шведские дровишки

Лесовоз Scania R580
Панель приборов
Многие дальнобойщики могут только мечтать о таком салоне... И, тем более, о встроенном компьютере стоимостью 10 тысяч евро!
Многие дальнобойщики могут только мечтать о таком салоне... И, тем более, о встроенном компьютере стоимостью 10 тысяч евро!

Приборы
Кран «ручника» расположен справа от руля. У машин предыдущей серии здесь был рычажок ретардера...
Кран «ручника» расположен справа от руля. У машин предыдущей серии здесь был рычажок ретардера...

«Люксовое» кожаное сиденье со множеством регулировок: такого на лесовозах мы еще не видели
«Люксовое» кожаное сиденье со множеством регулировок: такого на лесовозах мы еще не видели

Лесовоз Scania R580
Лесовоз Scania R580

«Откуда дровишки? Из лесу, вестимо!» На этот раз — из шведского. Потому что нам на испытания достался лесовоз с новейшим тягачом Scania R. Его полная масса — 60 тонн, габаритная длина — 24 метра, мощность двигателя — 580 ««лошадей». Вот это — для мужчин!

Про обновленную серию грузовиков Scania (ту самую, что завоевала титул «Грузовик 2004 года») мы уже рассказывали, и не раз. В Авторевю №3, 2004 речь шла о дальнобойных тягачах; а в АР №1, 2005 — о капотном самосвале.

А теперь в этой гамме появились и лесовозы (точнее, сортиментовозы — машины для перевозки пиленого леса).

Именно такая машина ждала меня на заправке неподалеку от аэропорта Арланда, что близ Стокгольма. «Права не забыл? Тогда полезай в кабину да заводи двигатель», — сказали мне.

Но я, прежде чем сесть за руль, все же обошел автопоезд. Его длина — 24 метра, полная масса — 60 т (таким тяжеловесам разрешено работать только в Швеции и соседней Финляндии). А на передке — шильдик с индексом R580. Значит, двигатель здесь — самый мощный из тех, что есть у фирмы, 580-сильный.

До сих пор мне приходилось водить только одну машину с такими параметрами: это опять же шведский Volvo FH16 (правда, он еще мощнее — 610 л.с.). Та машина мне хорошо запомнилась — уютной кабиной, тихим двигателем и очень мягким переключением передач.

Впрочем, был в моей водительской практике и еще один «негабаритный» лесовоз — 500-сильный Mercedes Actros, работающий под Ханты-Мансийском (см. АР №7, 2004). Но там и шасси, и кабина попроще — от самосвала.

А Scania, которую мне предстояло вести, оказалась оборудована не просто богато, а богато до неприличия! Помимо уже упомянутого 580-сильного двигателя, здесь есть, к примеру, трансмиссионный тормоз-ретардер, встроенный в КПП. Тормоза всех колес — дисковые. Задняя тележка — на пневмоподвеске (что, прямо скажем, нечасто встречается у подобных машин).

Кстати, сами шведы скептически относятся к лесовозам на пневмоподвеске: конечно, водителя здесь не трясет, но из-за этого он не снижает скорость на плохих дорогах — и разбивает ходовую часть.

Продолжим. В кабине с высоким потолком и «спальником» — едва ли не все возможные опции, вплоть до умопомрачительного компьютера, встроенного в переднюю панель (о нем — чуть позже). Сиденья — «люксовые», кожаные. И даже фары не простые, а ксеноновые! Не лесовоз, а мечта любого дальнобойщика…

Впрочем, это неудивительно. Ведь мне достался не «рабочий» экземпляр, а одна из «презентационных» машин (что, кстати, видно по специфической окраске «оранжевый металлик»).

Проверить бы еще, как это чудо комфорта ведет себя на разбитых лесных дорогах! Да нельзя: маршрут проходит исключительно по дорогам общего пользования. И бревна, которыми загружен автопоезд, нужны только для демонстрации недюжинных способностей двигателя.

Способности, и правда, отменные: 580 сил разгоняют состав с динамикой, которой, опять же, позавидуют дальнобойщики. Если не знать, что за спиной — полсотни тонн бревен, то создается полное ощущение, что ведешь отлично оборудованную магистральную машину.

Правда, двигатель — довольно шумный при разгоне. И передачи переключаются так туго, что я морщился, «втыкая» каждую ступень. (Позже я решил проверить: может, у новых Сканий с другими двигателями передачи переключаются лучше? Да нет, точно так же.)

Но в целом — достойный «локомотив», хотя из-за упомянутых проблем с переключением он воспринимается несколько грубее аналогичного Volvo.

Есть и еще один специфический момент. Те, кто знаком с тягачами Scania предыдущей, четвертой, серии, наверняка знают, что там на панели (справа от руля) устанавливался рычажок ретардера. Стоит потянуть его вниз — и состав сбавляет ход.

У новой же Скании управление ретардером перенесено на подрулевой рычажок. А на прежнем месте расположен кран ручного тормоза. Не будут ли ошибаться водители?

«Такое невозможно», — развели рукамии представители фирмы. Но позже выяснилось: очень даже возможно. Недавно на фирму приезжала группа механиков для знакомства с новой серией — и один механик на повороте «завалил» в кювет точно такой же лесовоз вместе с дровами! Дернул машинально за привычный рычажок, желая сбавить скорость — а тормоза заблокировались…

Наверняка местоположение злополучного рычажка фирма менять не будет — но одно водительское замечание сканиевцы уже учли. Мы уже писали о том, что на новой модели стоит «горный круиз-контроль»: когда машина идет на круиз-контроле под уклон, а скорость начинает расти, электроника дает команду на включение моторного тормоза или же ретардера.

Так вот: машины первых серий тормозили «под горку» только при превышении заданной скорости на 7 км/ч. Теперь же водитель может самостоятельно задать желаемую «вилку» скорости — от 3 до 15 км/ч.

Удобно, конечно. Но в последних моделях грузовиков я все больше чувствую себя пилотом реактивного лайнера: нажимаешь на кнопочки — а машина послушно выполняет твои пожелания.

Более того, теперь с ней можно будет даже разговаривать! Правда-правда. Отныне новомодный сканиевский компьютер (не бортовой, а «заказной», персональный — тот, что в правом углу панели) может оснащаться голосовым управлением.

Впрочем, я и без того схватился за голову, когда узнал, сколько стоит система с плоским экраном, встроенная в «мой» лесовоз. Около десяти тысяч евро!

Так что это — машина для транспортировки леса «в белых перчатках». Загрузил ее калиброванным шведским сортиментом, сел в чистейшую кабину на кожаное сиденье, взглянул на компьютер (нет ли сообщений из офиса?); вывел на экран карту местности — и повез дровишки к пункту назначения.

До своего «пункта назначения» я доехал, когда уже стемнело — однако, ничуть не устав. Припарковал автопоезд, взглянул еще раз на светящийся экран, куда выводится различная информация (кстати, средний расход топлива — почти 70 литров «на сотню»). И отправился в гостиницу.

А сколько стоит такой лесовоз, я спрашивать не стал. Чтобы не расстраивать читателей.

"Грузовики и Автобусы" © 2001-2005, ООО "Авторевю"

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz