Дальний Бой
Краз и Медведь
 

 

Геннадий Борисов Фото Федора Лапшина

«Что-что вы будете испытывать? КрАЗ Euro 2 с американским полуприцепом, сделанным в российской зоне? Где вы это нашли?!» — округляли глаза коллеги, узнав о предстоящих испытаниях.

Недалеко — под Москвой! Дело в том, что с недавних пор один из дилеров КрАЗа начал торговать еще и полуприцепами Medved, которые приходят к нам из США в виде машинокомплектов.

Потому-то мы решили испытать сразу и кременчугский тягач, и необычный трейлер. А для сопоставления взяли стандартную «евросцепку» — Mercedes SK с трехосным полуприцепом Burg. И выяснили массу любопытного...

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Впервые я увидел КрАЗ больше 30 лет назад, когда учился в школе. Каникулы, жаркий летний день, деревня... И КрАЗ — громадный, рычащий, источающий запах соляры. А когда шофер разрешил сесть за руль, восторгу моему не было предела. Однако, с трудом дотянувшись до педалей, я понял, что нажимать на них должны только настоящие мужчины, а безуспешные попытки включить передачу завершились смехом водилы: «Каши надо больше есть!»

Забавно, что долгое время я искренне считал: таким и должен быть настоящий грузовик. С огромным рычагом КПП, тугими педалями, грохотом в кабине...

Прошли годы — и я вновь за рулем КрАЗа. Да это же не просто грузовик, а настоящая машина времени! Потому что за прошедшие годы условия работы в ней почти не изменились... Усилия на педалях по-прежнему ужасающие, и это особенно касается газа: через полчаса езды ногу уже хочется придерживать рукой! При этом педаль сопротивляется так, словно получила ответственное задание — попытаться уменьшить непомерно большой расход топлива.

А съеденная за эти годы каша так и не помогла переключать передачи: усилия на рычаге тоже остались огромными. Да и сама кабина не сильно изменилась — разве что из деревянной превратилась в металлическую. О шумоизоляции и плавности хода, как и прежде, говорить не приходится: их здесь, похоже, нет вовсе....

Высота КрАЗа с Медведем — 4 м 20 см!
Неудивительно, что автопоезд тормозили на каждом посту...
Таблички изготовителей: КрАЗа... ...и медведя

Любопытно, но КрАЗ напомнил американский Freightliner Classic, который мы испытывали недавно (см. АР №10, 2006). Их роднят два момента: практически полное отсутствие эргономики и поистине огромный радиус поворота (похоже, у КрАЗа он даже больше).

Кстати, оба автомобиля побывали на наших испытаниях не новыми. Но «американец» успел пройти больше миллиона километров, а на неработающем спидометре трехлетнего КрАЗа застыло скромное число «30040»... При этом выглядит КрАЗ так, будто прошел раза в три больше, чем «фред»! Конечно, многое зависит от водителя. И все же...

Средний мост на КрАЗе уже явно меняли, компрессор — тоже, моторный тормоз приказал долго жить, кронштейн крепления трубы промежуточного охлаждения оторвался по сварке, штанга, фиксирующая капот, кое-как приварена в новом месте...

КрАЗ, по бумагам отвечающий стандартам Euro 2, при запуске окутывается таким сизым и вонючим дымом, что стоять рядом невозможно! А глушили машину мы так: ставишь на «ручник», включаешь восьмую передачу — и бросаешь сцепление. Способ варварский, но что делать, если иначе двигатель не остановишь?!

На полу настелено сразу несколько слоев самопальной «шумоизоляции», призванной хоть как-то заглушить грохот и уменьшить вибрации. Сняв кожух, отделяющий мотор от салона, мы увидели проложенное в качестве уплотнителя... полотенце. И это только то, что видно невооруженным глазом. Душераздирающее зрелище...

МЕДВЕДЬ, РОЖДЕННЫЙ В НЕВОЛЕ

А вот и двухосный полуприцеп, на табличке которого написано «Made in USA». Он действительно сделан в США? И да, и нет!

Медведь, как и полагается американскому полуприцепу, двухосный, а объем его кузова равен 106,6 м³

Оказывается, за морем-океаном, в американском штате Миннесота, живет наш соотечественник, в прошлом военный летчик Вячеслав Райхфельд. Вначале он работал в Штатах дальнобойщиком, а позже занялся бизнесом — начал поставлять в Россию машинокомплекты для сборки полуприцепов. Знаете, почему и фирма, и полуприцепы называются Medved? Оказывается, к моменту создания фирмы в России появилась партия Медведь — это и определило название.

Поперечные балки в кузове переставляются по высоте Тележку можно передвигать, предварительно разблокировав Зимой эти пневмошланги превратятся в комок льда... И тормозные камеры расположены чересчур низко

Так вот: комплектующие для сборки плывут к нам морем — загруженные в уже бывшие в употреблении полуприцепы. (В две «фуры» влезает семь комплектов.) Полуприцепы приходят в порт Санкт-Петербурга, где их цепляют к тягачам-«американцам» и везут... Как вы думаете, куда?

В колонию-поселение №6 башкирского города Стерлитамак! Там и происходит окончательная сборка — силами российских зэков. («Только честный труд даст тебе свободу!») Про такую международную кооперацию мы еще не слышали...

НАШ ОТК

Medved — типичный американский полуприцеп с несущим кузовом из сэндвич-панелей. Рамы здесь нет, а несущим основанием служит «лесенка» из стальных поперечин на продольных алюминиевых профилях. Крыша (тоже алюминиевая) крепится на опоры с помощью... двустороннего скотча. А пол выполнен из 42-миллиметровой ламинированной доски. Выглядит, как паркет в квартире!

Снаряженная масса полуприцепов (измерения Авторевю)
Полуприцеп Medved Burg
Масса, кг 6340 8580

Фактически это здоровенный ящик на колесиках с распашными «воротами» сзади. В США такая конструкция называется «dry van», «сухой фургон»...

Правда, когда мы распахнули двери, то обнаружили, что фургон вовсе не сухой. С крыши весело капает, у порога стоит вода, пол отсырел метра на два в глубину... А если бы внутри была бумага или тем паче компьютеры?

Пол отсырел почти на два метра от порога: течет крыша! А вот и трещина в полу. Чудесно...
От протечки ржавеет накладка порога Разве такие заклепки будут держать?

И этот дефект оказался, увы, далеко не единственным. Немалая часть заклепок вообще не расклепана: значит, держатся они на честном слове! На передней, стальной части пола непроваренные швы и трещина в районе соединения со стенкой. Электропроводка боковых фонарей сделана из тоненьких проводочков, обмотанных изолентой... М-да.

Более того, правые и левые колеса оказались обуты в шины разных моделей! Справа — General, слева — Hankook (причем уже «наваренный»). Спасибо хоть размерность одинаковая..


Медведь в сцепке с Мерседесом хорошо идет по прямой. Но работать на такой сцепке нельзя: ее габаритная высота — 4 м 16 см!

Когда нажимаешь рукой на стенку изнутри, кажется, что вся конструкция вот-вот сложится как карточный домик: панели ходят ходуном, а съемные алюминиевые поперечины нещадно визжат, шатаясь в своих креплениях. Мы даже думали было, что эти поперечины призваны обеспечить жесткость... Но, как выяснилось позже, их задача — создание дополнительных ярусов для грузов. А насчет прочности специалисты нас успокоили: мол, все американские «фуры» так устроены — и не разваливаются.

Фонари легко вынимаются... ...но разобрать их можно, только распилив Так сделана электропроводка
Снаряженная масса Медведя превышает заявленную в ПТС на тонну с лишним Развернуться на «мерсе» с Медведем не получилось: кабина упирается в кузов! Мерседесовские соединительные головки плохо подходят к ответной части Медведя: травит воздух

А вот тележка может запросто «уехать» из-под кузова, если не зафиксировать ее после регулировки... Дело в том, что тележка сделана передвижной: это позволяет регулировать нагрузку на осях прицепа и седле тягача. Делается это просто: надо потянуть рычаг, освободив фиксирующие пальцы, и открутить несколько гаек. Главное — не забыть проделать потом все в обратной последовательности!

Зато объем полуприцепа впечатляет. По нашим измерениям, сюда войдет аж 106 кубометров груза — владельцы «евротрейлеров» могут позавидовать.


Не верите, что выхлоп отвечает нормам Euro 2? Тогда полюбуйтесь на холодный пуск...

А вот снаряженная масса оказалась намного выше заявленной: в ПТС указано 5085 кг, а тарированные весы автополигона показали все 6430 кг. (Но все равно такой трейлер оказался на две тонны легче «еврофуры».)

Усилие на педали газа ужасающее «Кабина улучшенная»: с самодельными занавесочками и ковриком «Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе?..»

Весьма смутила еще одна запись в техническом описании: «Максимальная скорость полуприцепа с грузом — 90 км/ч, без груза 70 км/ч». Значит, пустую «фуру» может попросту сдуть с дороги? А мы-то хотели максимальную скорость померить...

ИСПЫТАНИЯ ПОКАЗАЛИ...

Первое, с чего мы начали испытания, — измерили высоту «фуры» около места сцепки (именно это любят делать инспекторы). И ужаснулись: высота КрАЗа с Медведем — аж 4 м 20 см (при разрешенном четырехметровом габарите)!

А если подцепить Медведя к Мерседесу с пневмоподвеской? Немногим лучше: превышение на 16 сантиметров. Да это же лакомая добыча для гаишников! Остановил автопоезд — и пятьсот рублей в кармане...

Турбокомпрессор двигателя «вылезает» в кабину (на снимке снят кожух) О том, что двигатель должен отвечать нормам Euro 2, свидетельствуют трубы интеркулера
Так мы мерили количество солярки в баке... В кабине обнаружился спирт Royal. Его заливают в «пьяный стакан», предохраняющий пневмосистему от замерзания

Можно, конечно, резину пониже подобрать, но тогда собьется настройка ограничителя скорости, поплывут показания спидометра и счетчика пути.

При сцепке с «мерсом» обнаружилась еще одна проблема: воздух начал травить через соединение. Похоже, мерседесовская «евровилка» пневмосистемы не очень подходит к «американорозетке»!

Не менее впечатляющий сюрприз приподнесла электрика полуприцепа — она здесь типично американская, 12-вольтовая. Вначале потух один из задних фонарей. (Они круглые и держатся без специального крепежа, в резиновых уплотнениях.)

Возможно, часть проводки уже самодельная. И все равно тоскливо выглядит... Ни спидометр, ни топливомер не работают
Схема переключения поистине дурацкая «Втыкать» передачи — работа для настоящих мужчин

Подковырнув отверткой, вытащили светильник… А он неразборный: лампочку поменять нельзя! Можно только разрезать и потом склеить (так, видимо, уже делали до нас: мы обнаружили склеенный фонарь).

А вечером у нас погасли (перегорели?) вообще почти все огни на Медведе — и состав превратился в «Летучего голландца», неразличимого в ночи...

А ЕСЛИ ЗАТОРМОЗИТЬ?

Максимальную скорость КрАЗа мы все же измерили. Ветеран разогнался аж до 93 км/ч — и пустой Медведь, к счастью, не улетел с дороги...

Для сравнения мы поездили на всех возможных комбинациях: (Mercedes + Медведь, КрАЗ + «еврофура» — и наоборот). Выяснилось, что на прямых участках трассы Медведь идет одинаково хорошо и за КрАЗом, и за «мерсом», разве что внутренние балки довольно громко скрипят.

А вот маневрировать проще с «еврофурой»: она лучше следует за тягачом и требует меньшего «замаха» при крутых поворотах и заезде в узкие места. В принципе и к «американцу» привыкнуть несложно. Правда, есть одно «но»: при развороте с минимальным радиусом (когда управляемые колеса повернуты до упора) Mercedes полностью «складывается» и упирается кабиной в борт. Недолго помять и то и другое!

Но главная проблема обнаружилась при тормозных испытаниях. Оказалось, что американский полуприцеп при торможении «накатывается» на тягач: его тормоза срабатывают чуть позже, чем у КрАЗа и Мерседеса. Хотя должно быть наоборот, что и продемонстрировала «еврофура»: даже с архаичным КрАЗом она тормозит нормально. Такая несогласованность не просто вредна, а откровенно опасна, особенно на скользкой дороге.

И еще. Когда мы уже заканчивали тормозные испытания, на Мерседесе вдруг ни с того ни с сего отрубилась аварийная сигнализация, а на панели приборов появилось сообщение об ошибке в системе АБС…

ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ

Главный и наиболее важный вывод: эксплуатировать Медведя как с «европейцем», так и с отечественным тягачом категорически запрещено!

Да и качество полуприцепа явно не соответствует цене (а стоит Медведь аж $32000). Впрочем, представители фирмы клятвенно заверили нас, что часть проблем уже решается (например, крыши, отклеивающиеся на морозе, теперь будут сажаться не на скотч, а на клей). Что ж, посмотрим.

Что же касается КрАЗа, то это, увы, машина прошлого века. По нашему мнению, использовать ее на «технологических» работах, со специальным оборудованием еще можно (хотя водителей все равно жаль). Но КрАЗ для дорожных перевозок, причем почти за полтора миллиона рублей, около $54000 (это не шутка и не опечатка!)... Неужели найдутся желающие?

Результаты измерений Авторевю
Автопоезд* КрАЗ + Medved КрАЗ + Burg Mercedes + Medved Mercedes + Burg
Габаритная длина автопоезда, мм 19120 17770 17850 16500
Габаритная высота (по верхней кромке полуприцепа), мм 4200 4040 4160 4000
Снаряженная масса автопоезда, кг 15780 18020 13900 16140
* Топливные баки тягачей заправлены на 1/2 объема

Некоторые результаты измерений Авторевю
Автопоезд КрАЗ-64431-040-02 + Medved C 300*
Разгон с места, с  
400 м 31,18
1000 м 57,15
Максимальная скорость, км/ч 93,00
* Без груза

Паспортные данные
Тягач КрАЗ-64431-040-02
Колесная формула 6х4
Снаряженная масса, кг 9700
Полная масса, кг 26900
Нагрузка на седельно-сцепное устройство, кг 20000
Полная масса автопоезда, кг 46000
Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2 Euro 2
Расположение и количество цилиндров V 8
Рабочий объем, л 14,86
Макс. мощность, л.с/об/мин 330/2100
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 1225/1200—1400
Коробка передач механическая, восьмиступенчатая
Передаточное число главной передачи 6,154
Шины 12,00R20 (320R-508)
Радиус поворота, м 11
Объем топливного бака, л 2х250
Максимальная скорость, км/ч 88
Полуприцеп Medved C-300
Грузоподъемность, кг 24000
Масса снаряженного полуприцепа, кг 5085
Полная масса полуприцепа, кг 29150
Высота седельно-сцепного устройства, мм, не более 1300
Размеры  
(длина/ширина/высота), мм  
наружные 14630/2600/4000
внутренние 14450/2582/2857
Внутренний объем, м³ 106,6
Дорожный просвет, мм 320
Подвеска пневматическая, Dana (США)
Оси Hutch (США)
Шины 255/70 R22,5 или 275/70 R22,5
Тормоза барабанные, с АБС
Максимальная скорость с грузом/без груза, км/ч 90/70

Федор Лапшин, редактор рубрики Грузовики и автобусы

Вам сказали, что КрАЗ — это современный автомобиль? Вас обманули. Это ископаемый ящер, место которому не на дорогах, а в музее палеонтологии. «Мне триста лет, я выполз из тьмы...»

Пару лет назад довелось перегонять в Сургут Урал-автокран: весьма похоже по ощущениям! Но все-таки Урал не столь шумный.

Здесь же мотор ревет так, что хоть уши затыкай. Шум и вибрации — дичайшие (на предпоследней передаче машину вообще колотит как в лихорадке); ухает топливный насос...

Педаль газа невероятно тугая, передачи «втыкаются» с огромными усилиями, а схему переключения иначе как дурацкой не назовешь. Рулевое управление «пустое», спидометр и топливомер не работают... Впрочем, от них и так мало толку: в темноте приборов вообще не видно. Да и фары светят еле-еле, причем, если поддать газку, невероятно тусклый свет становится чуть ярче — прямо как у древнего «газона».

А стоит посильнее нажать на педаль тормоза — и автопоезд мгновенно встает «колом». Хорошо дорога не обледеневшая!

После дня работы на подобной технике хочется одного — налить, не разбавляя, американского спирта Royal (того самого, что доливается в пневмосистему) и забыться тяжелым сном. «На палубу вышел, сознанья уж нет, в глазах у него помутилось...»

Теперь-то мне ясно, почему водилы зовут между собой КраЗы «людоедами». И те, кто ходит в дальний бой (да и просто работает) на этих машинах, — не просто мужественные люди. Это герои! Ставшие заложниками советского, а ныне уже украинского автопрома...

Теперь — о полуприцепе. В советские времена все вещи, сделанные заключенными, маркировались определенным значком (он похож на перевернутый знак качества), рядом с которым стоял индекс зоны: взглянешь на этикетку — и понятно, что товар сделан, допустим, в «учреждении УГ 42/1 Архангельского облисполкома». Какой с зэков спрос?

Теперь же — сплошной обман. «Made in USA»! Мы-то знаем правду. А покупатели будут искренне удивляться, почему крыша течет, металл ржавеет, заклепки заклепаны через одну, пол треснул, проводка сделана «на соплях»... И как покажет себя вся конструкция на наших дорогах (а точнее, бездорожье) — неясно. Тем более что, как выяснилось, и с европейским, и с отечественным тягачом Медведю работать противопоказано. Уж лучше купить «еврофуру», пускай не столь объемную и легкую, — и не знать с ней забот!

P.S. Грустный анекдот в тему. Решили КрАЗ и Tatra обменяться машинами. Потом встречаются: «Ну как дела?» Кразовцы говорят: «Два года — и вашей Татры нет». Татровцы отвечают: «У нас похожая история. Два года — и водителя КрАЗа нет!»


Дмитрий Силин, дальнобойщик-частник

И это выхлоп Euro 2? Да у меня древний Mercedes, который отвечает нормам Euro 0, меньше дымит!

А где тут фары включаются? Что значит «уже включены»? Они же вообще ничего не освещают!

Теперь надо найти «ручник»: ищем, ищем... Ага, нашел — слева за спиной. Ой, передачи плохо переключаются, и где какая — вообще не понимаю! Отвык я от отечественной техники...

А почему такие страшные вибрации? У нас что-то отваливается? И подвеска просто сказочная: я и не представлял, что на дороге столько швов! Здесь чувствуешь себя, как в танке на Курской дуге: «Прикрой, атакую!» Нет, хватит с меня, больше за рулем не поеду. Каменный век, честное слово.

Сколько это чудо стоит? $54000? Что-то мне нехорошо стало... Да я за эти деньги возьму «мечту дальнобойщика», великолепный подержанный Volvo FH12 с высокой кабиной, и не в Европе, а прямо в Москве!

И полуприцеп такой я ни за что бы не взял. Во-первых, за те же $32000 можно купить европейский рефрижератор 2001 года — в отличном состоянии, с дисковыми тормозами. Во-вторых, работать на тягаче-«европейце» с Медведем просто нельзя. Высота негабаритная, электрика перегорает, трейлер тормозит позже тягача... Да еще после испытаний с Медведем на моем тягаче начала «глючить» электроника.

Наконец, исполнение полуприцепа крайне подозрительное. Крыша течет: значит, я буду каждый раз платить неустойку за подмоченный груз. Пневмошланги, висящие снизу, зимой превратятся в комок льда и оторвутся. То-то будет радости, когда тормоза на всем ходу заблокируются! Паркетный пол быстро придет в негодность от наших палет... И что я бы тут возил — ума не приложу: бумага или мебель промокнут, а возить тяжелые грузы на безрамной фуре я бы побоялся.

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz