Дальний Бой
Oshkosh для Армии
 

 
  ProPulse цвета хаки
Oshkosh НЕМТТ ProPulse
Схема Oshkosh НЕМТТ ProPulse

Алексей Воскресенский

Слово Propulsion переводится с английского как «силовая установка» или, попросту, «двигатель». А Oshkosh НЕМТТ ProPulse — это новый вездеход Вооруженных сил США, оборудованный дизель-электрическим приводом. Армейский грузовик-гибрид? Вот это новость!

В конце прошлого года (см. АР №23, 2004) мы рассказали об экспериментальном «автомобиле-роботе» Oshkosh. На этот раз речь пойдет еще об одном необычном грузовике той же марки — но уже не опытном, а серийном. Точнее, почти серийном...

Четырехосные полноприводные грузовики давно прижились в армиях многих стран: они возят грузы и служат «мобильными платформами» (например, для ракетных установок). Не стала исключением и американская армия. С 1981 года в ней служат «осьминоги» Oshkosh HEMTT: аббревиатура НЕМТТ расшифровывается как «тяжелый тактический грузовик повышенной мобильности».

За прошедшие годы сменилось два поколения этих машин (кстати, всего выпущено около 16000 экземпляров); и все они выполнены по единой схеме.

В переднем свесе — угловатая (чтобы легче было бронировать) кабина экипажа, за кабиной — моторный отсек. Дальше — механическая трансмиссия: коробка передач, несколько карданных валов, парочка-другая раздаточных коробок... Сложновато, конечно. Но ведь иначе построить подобную машину невозможно!

Или возможно? Перед вами — НЕМТТ новейшего, третьего поколения, и по своей конструкции он кардинально отличается от предшественников. Собственно, компоновка осталась прежней: силовой агрегат — за кабиной, мосты установлены попарно, подвеска всех колес — независимая, с регулировкой дорожного просвета.

А вот привод необычный: гибридный, дизель-электрический. Шестицилиндровый турбодизель мощностью 450 л.с. соединен с 335-киловаттным генератором переменного тока: эта установка вырабатывает энергию для четырех электродвигателей, смонтированных на каждом из мостов.

А между кабиной и силовым агрегатом установлен «блок аккумулирования энергии» — проще говоря, батарея аккумуляторов. (Кстати, аккумуляторы эти — «вечные», не требующие замены в течение всего срока службы). Такие батареи, с одной стороны, помогают дизель-генератору при разгоне и на подъемах; с другой — запасают энергию во время торможения трансмиссией.

Надо заметить, что и то, и другое у НЕМТТ получается неплохо: четырехосный мастодонт с 13 тоннами груза на борту преодолевает 60-процентные подъемы; а запаса энергии в «аккумуляторном ящике» хватает на небольшой пробег с неработающим дизелем.

Создатели новой машины утверждают, что НЕМТТ третьего поколения экономичнее предшественников на 40%, поскольку дизель всегда работает в оптимальном режиме — с постоянной нагрузкой. Кроме того, грузовик стал легче аж на 1360 кг — за счет отсутствия КПП, «раздаток» и карданов; а также благодаря новым, алюминиевым, деталям.

У новинки есть и еще один плюс: на стоянке дизель-генератор может работать электростанцией, отдавая «на сторону» до 200 кВт (этого хватит, к примеру, для освещения маленького аэродрома).

В общем, достоинств у новинки — хоть отбавляй. К тому же новый НЕМТТ — не просто четырехосный вездеход, а настоящий сплав современных технологий. Здесь есть даже электронная система самодиагностики: она работает «в режиме реального времени» и может передавать данные на базу через спутник. Вот только…

Ведь, по определению, армейский грузовик должен быть максимально простым и ремонтопригодным — чтобы его можно было починить «на коленке», в полевых условиях! А что будут делать американские вояки, если их гибридное чудо-юдо, напичканное электроникой, откажет где-нибудь посреди джунглей?

Как бы то ни было, машина рекомендована к серийному производству. Правда, перед тем, как «встать в строй», Oshkosh НЕМТТ будет проходить жесткие испытания в течение полутора лет. А там — видно будет.

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz