Дальний Бой
Два новых Мерседеса
 

 
  Грузовики на букву «А»
Axor
Axor

Названия больших грузовиков марки Mercedes начинаются на букву «А»: флагман гаммы носит имя Actros, модель поменьше и поскромнее — Axor, развозной грузовик — Atego.

О двух последних моделях и пойдет речь: недавно они были основательно модернизированы. Знакомство с грузовиками проходило в Германии, неподалеку от Штутгарта.

За месяц до европейской премьеры обновленных машин Axor/Atego российское представительство концерна DaimlerChrysler устроило шумную презентацию самосвала Axor… «старого» образца. Странный маркетинговый ход, однако!

Признаюсь честно: тот самосвал (кстати, турецкого производства) меня не впечатлил. Комплектация бедная, эргономика — так себе, двигатель слабенький, передачи переключаются нечетко. Да и вообще: зачем брать такой самосвал за 80 тысяч евро, когда за 100 тысяч предлагается Mercedes Actros — мощный, современный, комфортабельный и с более объемным кузовом?!

Неудивительно, что в Германию, где проходило знакомство с обновленными моделями Axor/Atego, я ехал без особого энтузиазма. Слегка измененная «мордочка» и новый интерьер — еще не повод для восхищения.

Однако после дня, проведенного за рулем модернизированных грузовиков, мне оставалось только развести руками: Sehr Gut, «очень хорошо»! А теперь — подробности.

  Краткая предистория
Новый Atego (слева) рядом с машиной предыдущего поколения
Новый Atego (слева) рядом с машиной предыдущего поколения

В 1998 году на свет появился Mercedes Atego — типичный городской «низкорамник» с совершенно новыми кабиной, двигателями, рамой. Грузовичок получился удачным, и подтверждение тому — титул Truck of the Year’99.

А еще через три года начался выпуск машин Axor: они представляли собой помесь уже существующих моделей. Кабину Atego водрузили на шасси тяжелого Актроса — а вместо «актросовского» V-образного двигателя установили более легкий, рядный, бразильского производства.

Как признают сами мерседесовцы, подобный гибрид не вызвал у транспортников большого восхищения. Шасси-то — «дальнобойное», а кабина — весьма скромная, «развозная»! «Может, где-нибудь в Бразилии такая машина и могла стать популярной, а у нас, в Европе — увы», — разводят руками представители фирмы.

Неудивительно, что спрос на Axor первого поколения (его делали в Германии и Турции) был более чем скромным: за три года производства с конвейера в Верте сошло всего 8600 таких грузовиков. Сравните с маленьким Atego: за пять лет — 170 тысяч экземпляров!

В общем, надо было что-то срочно предпринимать. И тогда было принято «правильное и единственно верное» решение: основательно обновить Axor. А вместе с ним — и Atego.

  Что изменилось?

Исполнение передней панели - «развозное»
Три исполнения передней панели (сверху вниз): «развозное», «дальнобойное» и «комфортное»

Панель приборов

Прежде всего, гамма. Так, раньше Atego мог быть «легким» (полной массой 6,5—15 т) и «тяжелым» (18—26 т). Теперь же он будет выпускаться в единственном исполнении — легком, развозном.

«Тяжелый Atego» превратился в Axor с приставкой R, а прежний Axor — в модель Axor-C. И если до сих пор Axor был в основном двухосным седельным тягачом (в Германии выпускались только такие машины), то теперь гамма будет очень широкой, с различными колесными формулами: 4х2, 4х4, 6х2, наконец, 6х4.

Снаружи обе модели стали похожи на «старшего брата» Mercedes Actros. Появились новые решетка, бампер, светотехника. Правда, с каплевидными «поворотниками» для Atego дизайнеры явно переборщили: выглядят они, прямо скажем, странновато.

«Внутри» обновленные машины тоже похожи на Actros, причем передняя панель (она одинакова у обеих моделей) предлагается сразу в трех вариантах — на выбор заказчика.

«Развозная» панель — наиболее компактная, и на ней нет «ручника» (он располагается у сиденья). Такая же панель, но в «дальнобойном» исполнении оборудована консолью с тремя карманами, и на ней установлен «ручник». А у наиболее дорогого исполнения Comfort — отделка под дерево и закрывающийся ящичек посредине.

Разумеется, в интерьере полностью изменились материалы отделки; Axor, вдобавок, получил «актросовские» кровати (причем верхняя — с ортопедическим матрасом на специальных пружинах).

Все? Нет, не все!

«Сигаретница» и держатель для авторучки. Мелочь, а приятно!
«Сигаретница» и держатель для авторучки. Мелочь, а приятно!
В тягаче Axor над головой — полки и ящик с крышкой
В тягаче Axor над головой — полки и ящик с крышкой
Водители развозных Atego тоже не обделены вещевыми отсеками
Водители развозных Atego тоже не обделены вещевыми отсеками
  Что такое турботормоз?
«Турботормоз» в разрезе: турбокомпрессор и моторный тормоз в одном корпусе
«Турботормоз» в разрезе: турбокомпрессор и моторный тормоз в одном корпусе

«На следующий день, в перерывах между поездками на грузовиках, мы хотим провести технический семинар. Придешь?» — спросили мерседесовцы. Я согласился. И не пожалел — потому что услышал массу интересного.

Например, 12-литровые двигатели машин Axor теперь могут оборудоваться патентованнной новинкой, которая называется «турботормоз» (Turbobremse). Здесь вместо обычной турбины стоит двухпоточная, с подвижной заслонкой.

Когда двигатель работает в обычном режиме, заслонка убрана, и газы проходят через оба канала улитки. Если включить «турботормоз», заслонка выдвинется, перекрыв один из двух потоков. Турбина начнет вращаться гораздо быстрее, а компрессор будет нагнетать больше воздуха в двигатель. Зачем это нужно?

Все очень просто: когда водитель, тормозя двигателем, отпускает педаль «газа», поршни сжимают только воздух, преодолевая его сопротивление. Чем больше воздуха турбокомпрессор накачает в это время в цилиндры — тем быстрее упадут обороты коленчатого вала. Если же давление газов в турбине превысит допустимое, сработает перепускной клапан.

Разработчики утверждают, что такая система, вкупе с системой Кonstantdrossel (дополнительный выпускной клапан, который открывается в момент торможения) практически заменяет собой дорогущий ретардер: тормозная мощность двигателя увеличивается почти в два раза.

А вот привычный нашим водителям «горный тормоз» — проще говоря, заслонка в выхлопной трубе,— будет устанавливаться лишь в качестве альтернативы. Ведь закрытая заслонка только мешает работе «турботормоза»!

  «Джойстик» для Atego

«Джойстик» на развозном грузовике? Такого еще не было!
«Джойстик» на развозном грузовике? Такого еще не было!

При движении назад специальные фары освещают дорогу у задних колес
При движении назад специальные фары освещают дорогу у задних колес

Не устали еще от описания сложных тормозных систем? Ничего не поделаешь: такие системы, связанные с двигателем, становятся все более распространенными. Еще чуть-чуть — и колодки станут вечными!

Теперь — о коробках передач. Вы когда-нибудь видели автоматизированную КПП с «джойстиком» на развозном грузовике? Нет? Мы, признаться, тоже.

Полюбуйтесь: по заказу Atego может оснащаться коробкой передач с системой Telligent, которая устроена примерно так же, как у больших машин Actros. Разве что ступеней в коробке всего шесть (плюс одна задняя), и электронные «мозги» настроены по-иному.

Axor, в свою очередь, отныне будет оснащаться коробками передач трех типов: это, опять же, Telligent с «джойстиком», чисто механическая КПП и «механика с гидравликой» (где рычаг соединен с коробкой при помощи гидропривода). Забегая вперед, скажу, что, с точки зрения водителя, разница между механическим и механико-гидравлическим приводами — небо и земля!

  Проверка на дорогах: Atego…

Первым делом я сел за руль маленького Atego — с полной массой всего 8 т, 150-сильным двигателем и (разумеется!) новой коробкой передач с «джойстиком».

Да, чуть не забыл: у Atego появилась еще одна интересная деталь. Это так называемые «маневровые фары», установленные под кузовом, перед задним колесом. Когда включен задний ход, они светят прямо под колеса. Решение грамотное (в темноте водитель вовремя увидит препятствие в зеркало заднего вида), но в наших условиях вряд ли жизнеспособное: проводка этих фар быстро отгниет, а сами фары будут залеплены грязью.

Так вот. Малыш Atego уютен и вполне гармоничен: сидеть в нем удобно, моторчик жужжит, не раздражая — и обзорность на высоте. Жаль, что при этом машина несколько валкая в поворотах, а новая коробка передач… Нет-нет, свои функции она выполняет исправно: передачи переключаются без какого-либо участия водителя, как в настоящем «автомате». Но разгон получается не очень-то динамичным, и в какие-то моменты система откровенно «тупит». Например, автоматика стартует исключительно с первой передачи (как ни щелкай джойстиком!).

А если водитель на ходу захочет скорректировать работу автомата, задав передачу по своему желанию — система надолго «зависнет» на этой передаче, как бы недоумевая: что дальше-то делать? Но дорожная систуация в это время уже меняется и обороты становятся либо слишком высокими — либо слишком низкими. Похоже, электронные «мозги» здесь попроще, чем у Актроса.

Зато если включить моторный тормоз и одновременно нажать тормозную педаль, автомат тут же «подоткнет» пониженную передачу. Вот это здорово!

И еще: у Atego увеличились межсервисные интервалы. При «дальнобойном» режиме эксплаутации машины надо заезжать на сервис лишь раз в 100 тысяч км, а при «городском» — раз в 60 тысяч км.

  «Дальнобойщик»

В кабине с высоким потолком можно стоять, чуть пригнувшись
В кабине с высоким потолком можно стоять, чуть пригнувшись

Ширина нижней полки — 68 сантиметров
Ширина нижней полки — 68 сантиметров

Передачи в КПП с механическим приводом переключаются жестко. А с механико-гидравлическим — отлично!
Передачи в КПП с механическим приводом переключаются жестко. А с механико-гидравлическим — отлично!

Кабина — с высокой крышей (человек среднего роста стоит в ней, лишь чуть пригнувшись) и двумя спальными полками. Двигатель — вполне мускулистый, 428-сильный. Полная масса автопоезда — 40 тонн. Этот Axor 2543 — настоящий «дальнобойщик» безо всяких оговорок!

Водитель в нем чувствует себя ничуть не хуже, чем в тягачах других марок. Есть и кресла на пнневмоподвеске, и удобный круиз-контроль (вся рулевая колонка — от Актроса), и рычажок двухступенчатого моторного тормоза под правой рукой.

Ну, разве что дисплей на приборном щитке «бедноват» (например, средний расход топлива на нем не посмотришь).

Но в остальном — достойная и очень современная машина. Почти Actros! Не понравился только один момент: передачи в механической КПП переключаются жестко, и рычаг вибрирует на ходу — так что руку на нем держать не хочется. А еще весь маршрут меня преследовал монотонный звук — похоже, аэродинамический, от козырька над лобовым стеклом.

  Бетономешалка
Бетономешалка

А вот — строительный Axor 6х4 с кузовом-бетономешалкой. Его двигатель — 326-сильный, коробка передач — механическая, но с гидроприводом.

«Я обычно не люблю коробки с переключением по схеме «двойное Н», боюсь запутаться в передачах, —позже делился впечатлениями один из коллег. — Но здесь — совсем другое дело!»

Действительно, передачи включаются практически идеально, и вибрации на рычаге отсутсвуют напрочь (что неудивительно: механической связи с коробкой здесь нет). Правда, переключаться надо неторопливо, иначе гидравлика не успеет среагировать и передача не «воткнется».

Но в остальном, как и к тягачу — никаких претензий. Бетономешалка лихо разгоняется (не в пример самосвалу Axor прежнего поколения, на котором я ездил в Подмосковье), и отлично управляется. Вот только мосты, явно не рассчитанные на «трассовый» режим, начинают подвывать на большой скорости:…

  Выводы и перспективы
Atego и Axor

Итак, обновленный Axor вполне можно рекомендовать в качестве более дешевой альтернативы Актросу. Классная машина — причем как в дальнобойном, так и в строительном варианте!

Да и обновленный Atego мне понравился. В общем, теперь все мерседесовские грузовики на букву «А» — Actros, Axor и Atego — достойны того, чтобы занимать первые строки «грузового алфавита».

При этом новые Atego и Axor — поистине «интернациональный продукт», поскольку их производство начнется сразу в трех странах — Германии, Бразилии и Турции. Завод в Верте планирует выпускать 45000 таких машин в год; бразильский филиал — 25000; турецкий — 6000—8000.

Разумеется, комплектация машин, сделанных в разных странах, будет несколько различаться. Зато благодаря унификации ряд компонентов станет дешевле (например, блок-фары будут выпускаться в Турции).

Что касается нашей страны, то здесь обе модели до сих пор продавались плохо. Atego — из-за высокой цены и слабого спроса на новые импортные машины подобного класса; Axor — из-за «нераскрученности» (перевозчики попросту не знали эту модель).

В результате за первую половину нынешнего года к нам было продано лишь 35 новых машин обеих марок. Вырастут ли продажи — неясно, и в первую очередь это будет зависеть от активности продавцов.

Впрочем, уже известно, что первый Atego нового поколения (модель 1523 немецкого производства) в феврале придет в Санкт-Петербург.

А шесть новых тягачей Axor 1935 (на этот раз — из Турции) примерно в то же время отправятся под Ханты-Мансийск — возить доски.

Интересно, как турецкий Axor будет чувствовать себя в сибирских лесах?

"Грузовики и Автобусы" © 2001-2004, ООО "Авторевю"

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz