Дальний Бой
Пожарный MAN
 

 
  MAN номер ноль один

Колесная формула машины — 4х4, под кабиной стоит 410-сильный двигатель. На переднем бампере (под чехлом) и на крыше — лафетные стволы
Колесная формула машины — 4х4, под кабиной стоит 410-сильный двигатель. На переднем бампере (под чехлом) и на крыше — лафетные стволы

Отсеки кузова закрываются пыле- и влагонепроницаемыми шторками. В переднем отсеке — углекислотные огнетушители, в «корме» расположенн пожарный насос
Отсеки кузова закрываются пыле- и влагонепроницаемыми шторками. В переднем отсеке — углекислотные огнетушители, в «корме» расположенн пожарный насос

Передняя панель — такая же, как у тягачей. Справа под рулем — два рычажка: верхний отвечает за работу моторного тормоза, нижним переключаются ступени в КПП и включается круиз-контроль
Передняя панель — такая же, как у тягачей. Справа под рулем — два рычажка: верхний отвечает за работу моторного тормоза, нижним переключаются ступени в КПП и включается круиз-контроль

С помощью двух «джойстиков» между сиденьями пожарные управляют лафетными стволами. А за режимы работы КПП отвечает скромный круглый переключатель
С помощью двух «джойстиков» между сиденьями пожарные управляют лафетными стволами. А за режимы работы КПП отвечает скромный круглый переключатель

1

Олег Шинкаренко
Фото автора

«Пусть помнит каждый гражданин: пожарный номер — ноль-один». Но автомобиль, о котором мы расскажем, заслуживает обозначения «ноль один» еще по одной причине. Это — первый пожарный MAN в нашей стране! Он будет нести службу… Думаете, в Москве? Ничего подобного: в Ачинске, под Красноярском.

Если ехать от Красноярска на запад, к Кемерово и Новосибирску, то через полторы сотни километров на горизонте возникает хмурый промышленный пейзаж. Дымящиеся трубы, гигантские корпуса… Это — Ачинский нефтеперерабатывающий завод, где и будет нести службу новая машина.

Машина эта уникальна в своем роде. Известно, что «пожарки» на мерседесовском шасси поставляются в Россию с царских времен; красно-белых Магирусов у нас тоже немало. А вот пожарных MANов еще не было!

Более того: нефтяникам понадобилась не просто добротная импортная «пожарка», а автомобиль, великолепно оборудованный и построенный по индивидуальному заказу.

И, хотя он не имеет никакого отношения к самолетам, его индекс начинается с аббревиатуры FLF — Flugfeldloshfahrzeug, «аэродромный пожарный автомобиль». Только такая модификация отвечала требованиям нефтяников: им понадобился полный привод, мощные «пушки» — и, конечно же, масса специального оборудования.

Заказ выполнила известная немецкая фирма Ziegler: кстати, первая «циглеровская» машина (но на базе Мерседеса) была продана в Советский Союз еще в 1973 году. Но — не будем отвлекаться.

С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ВОДИТЕЛЯ

Сев за руль, сразу понимаешь: грузовик сделан «для водителя». (Что неудивительно: ведь MAN TG-A изначально создавался для дальнобойных перевозок, и только потом появились его «рабочие» версии.)

Поэтому водитель чувствует себя здесь просто великолепно. Например, нажал ногой кнопку в полу — и регулируй руль по высоте и углу наклона. А клавиши — крупные, снабженные символами и подсветкой — расположены именно там, где хочешь их увидеть.

Первое, на что обращаешь внимание после удобного сиденья на пневмоподвеске — это два «джойстика» на центральной консоли. Мы-то думали, что это — управление коробкой предач и раздаточной коробкой…

Ничего подобного. Оказывается, с помощью «джойстиков» водитель манипулирует «пушками» — лафетными стволами, расположенными на крыше и бампере.

А за режимы работы КПП TipMatic (она же — ZF As-Tronic) отвечает круглый переключатель (прямо как на стиральной машине!). Поставил его в положение «D», Drive, и езжай, как с настоящим «автоматом» — тем более, что педали сцепления нет и в помине. А если хочешь переключать ступени вручную — это можно делать, «щелкая» подрулевым рычажком к себе и от себя.

Кстати, на этот же рычажок выведено управление круиз-контролем. Да-а, подобного на пожарных вездеходах нам встречать не приходилось! Разумеется, есть здесь и блокировка дифференциалов.

В общем, водитель, которому достанется машина, не один день будет изучать клавиши и переключатели!

При этом органы управления самим автомобилем и пожарным оборудованием расположены так, что одни не мешают другим. И обзорность при этом остается отличной — чего, увы, не скажешь об аналогичных отечественных машинах.

ЧТО В КУЗОВЕ?

Кузов (а, точнее, «пожарную надстройку модульного типа») можно условно разделить на три части.

В переднем отсеке, за алюминиевыми шторками, размещены баллоны на 240 л углекислого газа и катушка с 30-метровым шлангом (газом тушат, а, точнее, «душат», огонь там, где воду и пену применять нельзя или опасно).

В средний модуль встроены емкости на 5700 л воды и 800 л пенообразователя — из «нержавейки» и с жидкостным подогревателем.

А в «корме» расположены пожарный насос и разнообразное оборудование — например, противогазы. Если потянуть контейнер с ними за ручку, противогазы не просто «выедут» из отсека, но и опустятся на уровень спины: надевай лямки — и в бой!

Крыша тоже основательно «нагружена»: на ней — лафетный ствол Ziegler ZF 50/25, выдвижная лестница, «запаска»… А также осветительная мачта с пневмоприводом и питанием от автономного дизель-генератора.

ЧТО МОЖЕТ МАШИНА?

Прежде всего, она тушит пожары не только «в стационарном положении», но и на ходу: управлять насосом можно и снаружи, и из кабины.

Интересно, что автоматика самостоятельно следит за тем, сколько потребителей подключено к насосу — и поддерживает заданное давление.

Лафетный ствол на крыше подает воду на расстояние 75м, а пену на 70 м; ствол на бампере — соответсвенно, на 40 и 15 м. (Бамперную «пушку» удобно применять для тушения горючего на уровне земли: если говорить о нефтеперерабатывающем заводе, то это, в первую очередь, приямки и так называемые «нефтеловушки»).

Если же автомобиль попадет в «огненное кольцо», он сможет самостоятельно выбраться из него: снизу смонтированы форсунки, заливающие пеной пространство под машиной и в радиусе 5 метров от нее.

А ночью MAN еще и освещает «поле боя»: на уомянутой 5,5-метровой мачте смонтированы два прожектора мощностью по киловатту.

Сколько же стоит все это чудо? По нашей информации — около полумиллиона евро! Впрочем, для внедорожного автомобиля с такими возможностями (да еще и построенного под заказ) это вполне нормально.

Разумеется, пожарный MAN уже сертифицирован в нашей стране; и инструкция по его эксплуатации — на русском языке. Вот только окрашена машина «по-немецки». И у нас есть подозрение, что номерные знаки новой «пожарке» выдадут только после того, как автомобиль покрасят в соответствии с российским ГОСТом…

  «Американцы» в Перми
International
Автолестница Emergency One (E-One)

В АР №23, 2004 мы опубликовали статью «Красный локомотив»: в ней шла речь об американских пожарных машинах International, работающих в Днепропетровске. Мы считали, что это — единственные «пожарки» американского производства на территории СНГ. И — ошиблись: оказывается, такие машины есть и за Уралом, в Перми. О них рассказывает читатель Владислав Свеклов.

Пожарные «американцы» пришли новыми в Пермь в середине девяностых: по всей видимости, они были приобретены для города ПНОСом (Пермский нефтеоргсинтез, большой нефтеперерабатывающий комплекс). Впрочем, говорят, что изначально эти машины предназначались для поставки в Новую Зеландию...

Как бы то нибыло, два года машины стояли без движения: с ними попросту не умели обращаться! Впрочем, сейчас они на ходу и несут службу в городе. На снимках — автоцистерна International с надстройкой известной фирмы Emergency One (E-One) и роскошная автолестница, целиком построенная этой же фирмой (ее масса — 48 т, длина лестницы — около 43 м). Кстати, прошедшей зимой эта машина стояла в ремонте: барахлил генератор.

Кроме этого, в городе есть еще два пожарных «американца»: это 27-метровая лестница (работает на ПНОСе) и фургон на базе пикапа. Он стоит в городском пожарном управлении и практически не используется — видимо, из-за непомерного расхода бензина (около 40 л/100 км).

  Пожарный MAN… на рельсах
Пожарный MAN… на рельсах
Пожарный MAN… на рельсах

Что бы вы сказали, увидев пожарный автомобиль на рельсах? Это — не первоапрельская шутка: партия таких машин построена австрийской фирмой Rosenbauer на австрийском же шасси OAF (подразделение концерна MAN, где делают специальные шасси).

Задача машин — охрана железнодорожных тоннелей. Судя по всему, автомобили стоят наготове у въездов в тоннели, а в «случае чего» быстро становятся на рельсы (железнодорожные колеса выдвигаются с помощью гидопривода) и катят к месту пожара с приличной скоростью — до 40 км/ч.

Помимо необычной ходовой части, у «пожарок» есть еще ряд особенностей: так, двери отсека боевого расчета — не распашные, а сдвижные (видимо, это сделано в целях безопасности, чтобы пожарные не попали под встречный состав). На крыше стоит мощная «пушка», бьющая водо-пенной смесью на 57 м; а если понадобится отбуксировать вагон — здесь есть сцепные устройства и лебедка.

При этом машины буквально нашпигованы электроникой: на них стоят датчики, измеряющие наружную температуру, уровень загазованности, видеокамера заднего вида и даже прибор ночного видения!

"Грузовики и Автобусы" © 2001-2005, ООО "Авторевю"

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz