Дальний Бой
IVECO Trakker на фоне вулкана
 

 
  Trakker на фоне вулкана
Iveco Trakker

Нет человека, которого не пробила бы дрожь при взгляде на эту местность…

Гете

На вулкане Этна...Эк куда меня занесло на этот раз! Стою на высоте трех тысяч метров, а вокруг дымится порода. Если разгрести в ней ямку, руке становится горячо. Это — вулкан Этна, что на самом юге Италии, на Сицилии.

Что я здесь делаю? Да вот, приехал покататься на новых внедорожниках IVECO Trakker — по действующему вулкану…

  Дыхание Этны

Последний «оплот цивилизации» — турбаза на высоте 2000 м. Выше — только застывшая лава
Последний «оплот цивилизации» — турбаза на высоте 2000 м. Выше — только застывшая лава

Канатная дорога
Вулкан
...только лава...
Погребенный лавой дом...

Внизу с шумом бьется о камни Средиземное море. Над ним — итальянский город Катанья. Горы, в которые уходит дорога с указателем «Этна», вначале похожи на крымские: выжженные солнцем, с деревьями и кустарником.

Но с каждым километром зелень уступает место странным, безжизненным холмам из черной породы; еще несколько поворотов — и вот уже вокруг не видно ничего, кроме таких гор. Это — застывшая лава.

Когда она обрушилась сюда? Может, сотни лет назад. А может, в 2002 году, когда было последнее сильное извержение. Вулкан-то не спит! Между прочим, в нынешнем октябре Этна опять «проснулась» — и по ее противоположной стороне стекает небольшой, но раскаленный ручеек.

Среди холмов застывшей лавы кое-где виднеются заброшенные дома с выбитыми окнами; в одном месте торчит одна только крыша… Ужас.

Наиболее сильное извержение Этны произошло в 1669 году: тогда лава уничтожила 15 селений, дошла до моря и, прежде чем остановиться, «проползла» еще километр под водой! Самое страшное в том, что остановить или повернуть медленный, но неукротимый поток (его температура — 1100°С) невозможно при всем желании.

Я видел видеокадры последних извержений: пытаясь спасти ресторанчик на горе, люди охлаждают его крышу струями воды, нагребают бульдозерами земляные валы вокруг… Тщетно.

Но стоит стихии утихнуть — местные жители заново строят дома и восстанавливают дороги. Потому что туристический бизнес приносит огромные доходы!

За очередным поворотом взгляду открывается туристический комплекс: канатная дорога, рестораны и магазинчики. За ними — шлагбаум. Здесь кончается асфальт, и выше разрешено проезжать только местным вездеходам.

Но для нас сделано исключение. Колонна карабкается наверх — туда, где земля напоминает зловещий Мордор из «Властелина колец». Вокруг, сколько хватает глаз — дымящиеся черные холмы…

Мы оставили грузовики у верхней станции «канатки», на высоте 2600 м — там туман из испарений стал настолько плотным, что ехать дальше колонной было бы небезопасно. До вершины мы добрались на автобусе-вездеходе (о нем — чуть позже).

А там — ослепительно синее небо, солнце, снег. И разреженный воздух: после сорокаминутной прогулки по плато я долго не мог отдышаться.

«Самый главный кратер» расположен на высоте 3300 м: диаметр его жерла достигает километра, а глубина (ой, мамочки!) — 35 километров.

Конечно, близко к кратеру не подойдешь: вон как дымится! Но чтобы почувствовать дыхание вулкана, достаточно пройтись вокруг одного из мелких, уже недействующих кратеров. Дело в том, что лава регулярно находит новые лазейки в горе — но потом, после извержения, новообразованный мини-кратер потухает навеки. Застывая, порода наглухо забивает его.

Если здесь приложить руку к земле, чувствуется тепло. А из породы пробиваются газы, временами образуя сплошную завесу: в какой-то момент я даже испугался, что не найду обратной дороги. Но стоит подуть ветерку — и взгляду вновь открываются заснеженные просторы.

А еще здесь почему-то много «божьих коровок»: они сидят прямо в этом душном тумане, на кусках породы...

Нет слов: вулкан впечатляет. Однако на этот раз он стал еще и своеобразным полигоном, где проходили испытания новых машин.

  Trakker для настоящих тракеров

Интерьер полностью заимствован у тягача Stralis AD/AT
Интерьер полностью заимствован у тягача Stralis AD/AT

Щиток приборов неплох, но бликует
Щиток приборов неплох, но бликует

Вот это да: анатомические сидения входят в стандартную комплектацию самосвалов!
Вот это да: анатомические сидения входят в стандартную комплектацию самосвалов!

Перед пассажиром — глубокий карман для бумаг
Перед пассажиром — глубокий карман для бумаг

Качество отделки интерьера — отличное. И полочки над головой есть
Качество отделки интерьера — отличное. И полочки над головой есть

Само слово Trakker не означает ровным счетом ничего, но порождает массу ассоциаций. Например, англоязычное определение водителя тяжелого грузовика звучит точно так же («тракер»), хотя и пишется иначе (trucker). Truck («трак») — это грузовик, а track («трэк») — колея.

Предшественник Траккера назывался EuroTrakker. И, что интересно, ЕвроТраккеры последних выпусков отличаются от аналогичных Траккеров лишь кабиной!

Дело в том, что EuroTrakker (производство которого началось в 1993 году) в последние годы постепенно модернизировался. Прежние двигатели уступили место новым, модели Cursor; в придачу к обычной коробке передач появилась автоматизированная, EuroTronic 2 с «джойстиком»; электронные узлы были объединены с помощью мультиплексной шины.

Оставался последний, решающий шаг — сменить кабину, а вместе с ней — и название машины.

И вот на свет появился IVECO Trakker. Его кабина заимствована у нового «дальнобойного» тягача Stralis — но не в самом просторном варианте AS, а в более скромном, AD/АТ.

Вместе с этой кабиной появился новый бампер: стальной (никакого пластика, как у самосвалов других марок!), из трех частей — чтобы удобно было менять в случае повреждения. По бокам бампера — подножки (на этот раз пластиковые, легко гнущиеся при наезде на препятствие); спереди — откидная ступенька для протирки стекла. Фары — опять же, не в пример самосвалам иных конкурентов, — защищены мощными решетками.

А внутри новой кабины — просто царство роскоши. Я не припомню ни одного другого самосвала, у которого «в стандарте» устанавливались бы анатомические сиденья на пневмоподвеске, да еще обтянутые тканью красного цвета!

И все остальное, включая панель из светло-серого пластика, — точно такое же, как у «дальнобойщиков» Stralis. (Разве что дисплей попроще — не цветной, а «монохромный», зеленовато-черный.) Есть и модные нынче кнопки на руле (для управления компьютером и магнитолой), и масса отсеков для всякой всячины — от бутылок до монеток.

Вот только крючков-вешалок на задней стенке я, увы, не обнаружил. Неужели водителям придется кидать куртки на тоннель двигателя, как это делал я?

КПП с обычным рычагом
В придачу к КПП с обычным рычагом предлагается автоматизированная коробка EuroTronic с «джойстиком»
В придачу к КПП с обычным рычагом предлагается автоматизированная коробка EuroTronic с «джойстиком»
  По дорогам и без них
Iveco Trakker
Маневренность просто потрясающая
Бампер — стальной, из трех частей. Сбоку — пластиковые подножки, фары защищены решетками
Бампер — стальной, из трех частей. Сбоку — пластиковые подножки, фары защищены решетками

Есть такое выражение: «сел и поехал». Это — про Trakker. В нем не надо долго искать удобное положение за рулем, не надо разбираться в функциях клавиш и рычажков, не надо привыкать к усилиям на органах управления… Все просто, легко и понятно.

А регулировке руля с помощью пневматики могут поучиться компании-конкуренты: нажал ногой большую кнопку в полу — колонка разблокировалась. Перестал прикладывать усилия к колонке — механизм вновь автоматически заблокировался. Удобно, бесшумно, а главное — безопасно даже во время движения!

Усилие на баранке — в самый раз (ну, может, чуть маловато); педали — почти «легковые» и очень информативные, двухступенчатый моторный тормоз (управление им выведено на правый подрулевой рычажок) работает мощно даже на небольших оборотах.

И ведет себя Trakker — причем вне зависимости от колесной формулы — отлично. Двигатели — очень тяговитые, причем для трехосных машин вполне хватает 380 «лошадей». Даже крутые, 40-процентные, подъемы вездеходы преодолевают играючи; если появляется опасность забуксовать — достаточно повернуть тумблер блокировки дифференциалов (в первом положении блокируется межосевой дифференциал, во втором — еще и межколесные).

Маневренность просто потрясающая, а водитель даже на серьезных ухабах не подскакивает к потолку: подвеска кабины — не жесткая и в то же время стабильная.

Кроме того, в кабине очень тихо! По словам разработчиков, уровень шума снизился, по сравнению с предыдущей моделью, аж на 6 дБ. Правда, эту тишину временами нарушает вентилятор двигателя с новой электромуфтой: шумит он изрядно (вначале я даже испугался), но, к счастью, недолго.

Теперь — о коробках передач. Мой совет тем, кто будет покупать Тrakker: заказывайте самую обычную КПП — 16-ступенчатую ZF Servoshift с пневмоусилителем. Не пожалеете!

Передачи переключаются настолько четко и приятно, что орудовать рычагом — одно удовольствие. Разве что усилие при включении задней передачи маловато (поначалу я несколько раз «втыкал» ее вместо второй).

А вот с коробкой передач EuroTronic — автоматизированной, с «джойстиком» и без педали сцепления — все оказалось не так просто. Я-то думал: включил режим «автомат» — и едешь, посвистывая, с горки на горку…

Ничего подобного. Автоматический режим хорош на ровной дороге, а в карьере электроника «не видит», что впереди — крутой подъем, поворот или спуск. И потому не успевает вовремя включить нужную передачу. Обороты двигателя — то слишком высокие, то, наоборот, чересчур низкие (хорошо хоть, есть режим «кик-даун»)…

В общем, минут через пять такой езды я перевел систему в «ручной» режим и уже самостоятельно переключал передачи, щелкая «джойстиком» вперед-назад. Ехать стало намного приятнее!

Так что же получается: Trakker — почти идеальная машина, и критиковать ее создателей не за что? Отчего же.

Например, щиток приборов бликует; а когда мы повели самосвалы к вершине вулкана по горному шоссе, я отметил одну неприятную особенность.

Если идти на затяжной подъем так, что стрелка тахометра находится в «экономичной» зеленой зоне, в кабине начинаются зуд и вибрации — похоже, резонансные. Приходится «подтыкать» пониженную ступень: при этом вибрации исчезают, но расход топлива, увы, растет. А в подобном режиме, да еще с полной нагрузкой, он и без того немаленький!

  Четыре на четыре
IVECO EuroCargo 4x4
IVECO EuroCargo 4x4
IVECO EuroCargo 4x4

Последнюю часть пути я прошел на весьма интересном грузовичке: речь идет о еще одной «внедорожной» новинке фирмы, легком IVECO EuroCargo 4x4.

Такая модель и раньше присутствовала в гамме компании, но теперь она, как и Trakker, получила новую кабину — на этот раз от развозного EuroCargo нового поколения.

В результате получился весьма удачный вездеход. Его двигатель, в зависимости от исполнения, развивает от 182 до 240 л.с.; «слабые» версии оснащаются 6-ступенчатой ивековской коробкой передач; «мускулистые» — тоже 6-ступенчатой, но марки Eaton.

Конечно, на фоне вальяжного Траккера этот малыш простоват и даже грубоват. Например, руль здесь регулируется тугим рычажком. Мотор шумный, передачи переключаются с толчками (особенно если «раскрутить» двигатель), педаль тормоза довольно тугая, а на скорости трансмиссия начинает гудеть. И центр тяжести расположен довольно высоко: сам грузовичок маленький, а шины «взрослые», 20-дюймовые.

Вдобавок мне достался вариант с самым слабым двигателем и «медленными» редукторами (передаточное число — 1:6,34). А поскольку организаторы поставили эту машину во главу колонны, я, чтобы не задерживать остальных, выжимал из грузовичка все, что можно… Однако даже на таком вездеходе можно «закладывать» от души!

Неудивительно, что ивековцы решили вернуться с этой моделью в ралли Париж—Дакар. На маршрут Дакара-2005 выйдут две машины (наверняка с форсированными моторами и «скоростными» редукторами), одну из которых будет пилотировать известный «грузовой» гонщик Мики Бьязион.

А что ждет EuroCargo 4x4 в обычной жизни? Бортовые грузовики такого класса особым спросом не пользуются (за исключением армии); самосвалы — тоже. Зато новый вездеход с успехом может работать лесным пожарным или, например, уборщиком, заменяя дорогой Unimog. Кстати, у EuroCargo 4x4 есть и еще одна интересная профессия… О ней — на соседней странице.

  С комфортом — по бездорожью
Автобус-вездеход Xeito
Вокруг — туман из испарений...
Автобус-вездеход Xeito на вулкане. Вокруг — туман из испарений...

Не успел новый EuroCargo 4x4 появиться на свет, как на его базе был создан необычный автобусик-вездеход по имени Xeito: его построило испанское ателье UNVI. Мощность двигателя — 154 л.с., подвеска — рессорная, как и у грузовика-прародителя; вместимость — 27 пассажиров плюс водитель. На плохих дорогах Xeito не трясет, «с боку на бок» машина не кренится, в салоне, где смонтированы кресла с подголовниками — тихо, тепло и уютно… Отличная машинка для внедорожных экскурсий!

Честное слово, жаль, что таких автобусов — вездеходных, но в то же время элегантных и комфортабельных, — нет в нашей стране. («Пазик» с колесной формулой 4х4 — не в счет.).

Да и в самой Италии, судя по всему, подобные машины до сих пор не выпускались: во всяком случае, на Этну туристов возят Унимоги и старые IVECO с простенькими пассажирскими кузовами — что-то типа наших «вахтовок».

Unimog
На таких «вахтовках» туристов возят на Этну: вверху слева — Unimog, cправа — древний IVECO
Древний IVECO
  Делаем выводы

Вернемся к главному герою нашей статьи — тяжелому Траккеру. Рекламный лозунг, которым сопровождается его выход на рынок, в переводе звучит как «внедорожная мощь и магистральный комфорт». Точнее не скажешь!

Действительно, в последнее время строительные грузовики все больше приближаются по уровню комфорта к дальнобойным тягачам (и даже к легковым автомобилям). И здесь ивековские менеджеры «попали в десятку». Водителям, которые будут работать на Траккерах, можно только позавидовать…

Планы продвижения новой модели таковы. Заказы на Trakker будут приниматься начиная с декабря, а предыдущая модель — EuroTrakker — будет выпускаться до следующего апреля.

Так что пока у покупателей есть альтернатива: можно заказать или менее модный, но более дешевый EuroTrakker — или же новую машину (она дороже в среднем на 4%). Кстати, и та, и другая модели выпускаются на одном и том же заводе, в Мадриде.

И последнее. «Правда ли, что наше СП IVECO-УралАЗ планирует начать выпуск машин с такой же как у Траккера, новой кабиной?» — спросил я у ивековского директора по маркетингу Федерико Гаяцци.

Тот улыбнулся: «Есть такая идея. В декабре я лечу к вам, в Россию. Будем вести переговоры — в том числе и на эту тему…»

  IVECO Trakker: конструкция одним взглядом
Откидная ступенька позволяет протирать лобовое стекло
Откидная ступенька позволяет протирать лобовое стекло

Автомобиль будет выпускаться в 77 вариантах: сюда входят 60 шасси с колесными формулами от 4х2 до 8х8 и 17 седельных тягачей — 4х2, 4х4, 6х4 и 6х6.

Трех- и четырехосные машины предлагаются в двух основных исполнениях: «легком» (для стран ЕЭС, где существует жесткое ограничение по массе) и «тяжелом» (для прочих стран).

Толщина металла лонжеронов рамы «легких» машин — 7,7 мм; «тяжелых» — 10 мм. Различаются и мосты (к примеру, допустимая нагрузка на задние «легкие» тележки — 21 т, «тяжелые» — 32 т).

Соответственно, полная масса трехосных самосвалов в «легком» исполнении не превышает 26 т, а в «тяжелом» доходит до 38 т; для варианта 8х4 эти показатели равны 32 и 41 т.

Двигатели — двух моделей: восьмилитровый Cursor 8 (270—352 л.с.) и 13-литровый Cursor 13 (380—480 л.с.). С ними агрегатируются коробки передач ZF — прежде всего, 16-ступенчатые, с повышающей передачей (она позволяет разгрузить элементы трансмиссии). По заказу поставляется 12-ступенчатая автоматизированная КПП ZF AS-Tronic (она же EuroTronic) с «джойстиком».

Тормоза — дисковые на передних неведущих осях и барабанные на ведущих мостах (спереди либо сзади). Помимо рабочей тормозной системы, машины оборудуются моторным тормозом IVECO TurboBrake (его тормозная мощность — от 310 до 408 л.с. в зависимости от модификации двигателя), а по заказу — и ретардером.

В придачу к рессорной подвеске предлагается пневматическая, с четырьмя баллонами на ось: ей могут оснащаться задние тележки машин 6х4 и 8х4.

Кабина существует в трех вариантах: «дневном», «спальном» и «дальнобойном» (спальный отсек плюс высокая крыша). Подвеска кабин — либо механическая, усиленная, либо пневматическая (для хороших дорог).

  Немного статистики

Сегодня внедорожные машины — прежде всего, строительные — занимают примерно 15% рынка тяжелых грузовиков. Так, в нынешнем году в Западной Европе будет зарегистрировано около 230 тысяч новых грузовиков полной массой свыше 16 т, и 34400 из них — внедорожные.

Среди таких машин больше всего, разумеется, самосвалов (47% от общего числа). На втором месте (20%) — бетономешалки.

Интересно, что за последние пять лет доля «строителей» с колесной формулой 6х4 медленно, но неуклонно снижается (в 2000 году — 51% от общего числа, в 2004-м — 46,4%). Зато примерно теми же темпами растет доля машин с колесной формулой 8х4 (2000 г. — 33,2%, 2004 — 38,4%). Это означает, что все большему числу покупателей требуются тяжелые и грузоподъемные модификации.

Что касается грузовиков IVECO, то они занимают третье место на «строительном» рынке Европы: в нынешнем году итальянцы планируют выпустить около 8600 таких машин, из которых примерно половина будет продана в Западной Европе; другая половина — в различных странах мира (включая, разумеется, нашу).

К сожалению, трудно подсчитать, какой процент рынка импортных «строителей» занимают ивековские машины в России, но вот — некоторые цифры.

По данным компании Best Statistics, за первую половину нынешнего года к нам было ввезено 113 автомобилей EuroTrakker (сюда входят и шасси для СП IVECO-УралАЗ).

Среди этих машин — 53 самосвала и грузовика с колесной формулой 6х6, 23 — 6х4, 19 — 8х4, и еще несколько трехосных седельных тягачей.

  Кстати
IVECO EuroTrakker

До недавних пор все самосвалы IVECO EuroTrakker, поступающие в Россию, оснащались зарубежными кузовами — в первую очередь итальянскими, марки Cantoni.

Теперь же кузова на «евротраккеровское» шасси устанавливает и столичная компания ИнтерПайпВан. Сам кузов — полностью отечественного производства, с подогревом; гидравлика — итальянская, марки Binotto.

Такими кузовами уже оборудованы 22 машины IVECO с колесными формулами 6х4 и 8х4.

"Грузовики и Автобусы" © 2001-2004, ООО "Авторевю"

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz