Дальний Бой
Эра Курсора
 

 

Cursor в разрезе Шесть цилиндров в ряд, рабочий объем 7,8 литра — так выглядит двигатель Cursor 8, первенец из грядущего семейства Курсоров (за ним последуют 10- и 13-литровые агрегаты). Слово Cursor восходит к латинскому языку: глагол currere переводится как "бежать", "спешить". А чтобы новый двигатель действительно мог "бежать впереди прогресса", итальянцы внедрили в его конструкцию самые последние достижения. Четыре клапана на цилиндр, электроника, насос-форсунки... Но главная гордость итальянских двигателистов — турбокомпрессор, которого "грузовая" промышленность до сих пор не видела.

ТУРБИННАЯ ГЕОМЕТРИЯ

Турбокомпрессор Holset Все традиционные турбокомпрессоры обладают одним недостатком. Чем ниже обороты мотора, тем меньше выхлопных газов проходит через крыльчатку — а значит, она вращается медленнее и наддув становится слабее. Как избежать этого?
Ответ прост: надо поставить турбокомпрессор с изменяемой геометрией. Фирма Garrett уже несколько лет делает их для легковых автомобилей — но на грузовиках такая турбина применяется впервые. Более того: с конструкцией, которую разработали IVECO и фирма Holset, мы до сих пор не встречались!
Здесь с "горячей" стороны турбокомпрессора (там, где проходят выхлопные газы) расположено кольцо с косыми лопатками, которое перемещается вдоль оси.
Турбокомпрессор Holset в разрезе Когда двигатель работает на низких и средних оборотах, пневмопривод по команде электронного датчика сдвигает кольцо — и лопатки уменьшают проходное сечение турбины. В итоге скорость потока газов, падающих на лопатки турбины, увеличивается, и обороты ротора растут. Давление наддува повышается, мотор работает эффективнее.
А затем, когда Cursor выходит на достаточно высокие обороты, лопатки убираются, и турбина работает в традиционном режиме.
Эффект — налицо! Посмотрите на график внешней скоростной характеристики: хорошо видно, что мотор рано выходит на максимальный момент, а зона "максимума" очень широкая. Кроме того, IVECO утверждает, что такая конструкция надежнее известной, с поворачивающимися лопатками.

ДОЛОЙ КОМПРЕССИЮ!

Декомпрессионный моторный тормоз" Помимо хитрого наддува, Cursor имеет еще одну особенность — декомпрессионный моторный тормоз. Подобные системы давно применяют различные фирмы, причем каждая старается внести в конструкцию тормоза свои "дополнения и улучшения".
Система, которой оборудован Cursor, ближе всего к тормозу, который Volvo начал устанавливать на свой агрегат D12A еще в 1993 году.
Начнем с того, что у IVECO тумблером на панели можно выбрать один из четырех режимов работы тормоза: он может включаться при нажатии кнопки на полу или тормозной педали, при отпускании педали газа либо автоматически — в режиме "круиз-контроля".
Схема работы тормоза довольно проста: насос-форсунки перестают подавать топливо в цилиндры, и двигатель начинает тормозить, затрачивая усилие на сжатие воздуха. А потом, в начале такта рабочего хода, чтобы сжатый воздух не толкал поршень вниз, раньше времени приоткрываются выпускные фото "Авторевю" клапаны, и компрессия "улетучивается".
В итоге мотор работает как обычный воздушный компрессор, причем этому помогает новая турбина (чем больше воздуха попадает в цилиндры, тем сильнее тормозной эффект).
Кстати, частичное открытие клапанов достигается так. На кулачках распредвала есть дополнительные "тормозные" выступы — но пока система не включена, они вращаются вхолостую благодаря зазорам в механизме. А стоит включить тормоз, гидравлика слегка поворачивает коромысло на оси, зазор выбирается, и "тормозные" выступы начинают приоткрывать клапаны.

...И ДРУГИЕ "ИЗЮМИНКИ"

Отдельно упомянем про новую электронику. Она параллельно управляет впрыском, турбокомпрессором и моторным тормозом, обеспечивая наиболее оптимальный режим работы. Кроме того, например, в 350-сильную версию заложена "экономичная" функция. Если водителю не нужна полная мощность, он нажимает кнопку на панели, и электроника "душит" мотор, снижая мощность до 270 л. с., а максимальные обороты — до 2000 об/мин.
В телеграфном стиле перечислим еще несколько важных моментов. Cursor тише предшественников (95 дБА в метре от агрегата) и намного легче (его масса — 678 кг); а масло в нем надо менять лишь раз в 80 тысяч километров.
Сами же грузовики и тягачи EuroTech в придачу к новым моторам получили более эффективные тормоза спереди, новый задний мост, модернизированную подвеску шасси и кабины. Кроме того, EuroTech тоже стал легче.

* * *

Iveco Когда я рассказал о новинке нашим специалистам, те вздохнули: "Турбокомпрессор — одно из слабых мест современных моторов. Зачем же делать его еще сложнее?"
Они по-своему правы. Действительно, привыкнув к "дедушке" ЯМЗ-238, с удивлением смотришь на современные двигатели, куда так просто, с отверткой и гаечным ключом, не полезешь...
Но прогресс не останавливается. То ли еще будет, когда вместо привычного ТНВД или, на худой конец, насос-форсунок, появится впрыск common rail! А это время не за горами — IVECO уже испытывает такие двигатели в реальной эксплуатации.

Гамма двигателей Cursor 8

Мощность, л. с.

245

272

272

310

352

при об/мин

1800

2000

1700

1950

1920

 

—2400

—2400

—2400

—2400

—2400

Крутящий момент, Нм

950

950

1115

1115

1280

при об/мин

1000

1000

1000

1000

1080

 

—1800

—2000

—1700

—1950

—1920

Удельный расход топлива, г/кВтч

192

192

192

192

192

при об/мин

1600

1600

1600

1600

1600

Ф. ЛАПШИН
Газета "Авторевю" 1997-1999 гг..

 

 
Наверх
 
Hosted by uCoz